Научно-исследовательский проект
«Знакомьтесь-воспетая степь...»
Введение
Вот и степь своей красою -
Необъятная кругом -
Развернулась предо мною
Зеленеющим ковром.
Взглянешь влево, взглянешь вправо-
Всюду ширь, и тонет взор…
Степь, тебе и честь и слава
За могучий твой простор.
Ежегодно, участвуя весной в Областном фестивале экологического туризма «Воспетая степь» на степных участках заповедника, около реки Маныч - Гудило, мы восхищаемся красотой степных участков заповедника, и хотелось бы, чтобы эту красоту видели все! (Приложение 1, фото 1)
Именно красота степей весной внушает нам гордость! Это наш край, это наша Родина!
Актуальность проекта: творческий проект направлен на развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей, через ознакомление с природой родного края и ее живыми памятниками. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель проекта: Улубленное изучение растительного мира острова «Стариковский» заповедника «Ростовский» через использование макета.
Задачи:
1. познакомить с заповедником «Ростовский» Ростовской области;
2. закрепить представления о многообразии растительного мира в заповеднике;
3. изготовить макет острова Стариковский заповедника «Ростовский» и заселить его растениями, произрастающими на данной территории;
4. сформировать представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, творческую (художественно-эстетическую); коммуникативную.
Формы реализации проекта: совместная, практическая деятельность.
В совместной деятельности широко используется: практическая работа, поисковая деятельность, игровые приёмы.
Продукт проекта: макет острова «Стариковский» заповедника «Ростовского».
Ожидаемый результат:
Реализация проекта «Знакомьтесь, воспетая степь…»:
- познакомит детей с растениями заповедника Ростовской области;
- внесет практический вклад, направленный на углубленное изучение предметов биологии, экологии
- поспособствует развитию речи, мелкой моторики.
- пробудит любознательность, стремление изучать и сохранять растительный мир родного края, заповедной степи.
- сблизит педагогов и детей, создаст атмосферу общности интересов и партнерских отношений.
Этапы и механизмы реализации проекта
Срок реализации проекта с апреля по декабрь 2016 года.
I этап: подготовительный:
- Поиск - литературы, иллюстративного, мультимедийного и дидактического материала по данной теме;
- изучение карты Ростовской области, поиск участков заповедника на карте, дидактические игры, создание гербарного материала.
- просмотр презентации «Заповедные места Ростовской области. Виртуальное путешествие», слайдов иллюстраций заповедной природы.
II этап: основной (теоретико-практическая деятельность):
Практический: Изготовление продукта проекта – конструирование макета заповедника Ростовской области «Знакомьтесь воспетая степь…»
Словесный (познавательная деятельность):
1.занятие «По заповедным местам природы степного края»;
2. беседа о заповедных местах нашего края – участках заповедника «Ростовский» и об их многообразии растительного мира;
3. проведение викторин, отгадывание загадок, изучение легенд о растениях, произрастающих в заповеднике.
Игровой: дидактические игры «Легендарные растения заповедника», «Светик - семицветик».
Наглядный: просмотр фильма «Заповедник Ростовский», создать презентацию «Знакомьтесь - воспетая степь».
III этап: заключительный (обобщающий)
1. Презентация проекта
I этап: подготовительный
Обзор литературы
Вопрос о создании в донских степях заповедника поднимался учеными в течение всего 20 века и, наконец, 27 декабря 1995 года появилось Распоряжение Правительства РФ № 1292 о создании степного заповедника «Ростовский».
В его составе 4 обособленных участка, находящихся в Орловском и Ремонтненском районах. Общая площадь заповедника составляет 9531.5 га. Участки условно именуются: Островной, Стариковский, Краснопартизанский, Цаган-Хаг.
Ростовский заповедник расположен на юго-востоке Ростовской области и является первым в восточно-европейских степях. В районе заповедника умеренно-континентальный климат, зима холодная, малоснежная, лето жаркое, засушливое. Богатства степных оазисов -уникальны! Одним из феноменов - каштановый чернозем. Его гумусовый горизонт достигает 60 см. В составе - флоры заповедника зарегистрировано 310 видов растений, относящихся к 46 семействам.
Не все виды растений обычны и широко распространены на Дону. Многовековая деятельность человека сильно нарушила природные растительные сообщества, и многие растения теперь стали редкими, находящимися на грани исчезновения. Необходимо знать такие растения и вести их учет, так как наша задача не только сохранить природные растительные ресурсы, но и обогатить их.
Примерами степных растений, в любое время года, которые нуждаются в «защите», являются - тюльпаны Биберштейна и двуцветковый, ковыли, астрагалы, катран шершавый, касатик низкий, тамарикс, колхикум летний, катран татарский, альтения нителистная, ферула татарская, франкения припудренная, рябник малый, астрагал чашечковый, астрагал понтийский, астрагал длиннолепестковый, астрагал пузырчатый, астрагал пушистоцветковый и другие декоративные растения.
Охрана видового разнообразия и генофонда природной флоры Ростовской области - задача, требующая для своего решения самых срочных мер. Ростовская область расположена в степной зоне, степная же растительность пострадала из-за хозяйственной деятельности человека сильнее других зональных типов растительности в России. По существу, она полностью уничтожена, а ее былые площади распаханы и заняты посевами сельскохозяйственных культур или превращены в интенсивно используемые пастбища, растительный покров которых до неузнаваемости изменен.
На подготовительном этапе мы просмотрели готовую презентацию «Заповедные места Ростовской области. Виртуальное путешествие», взятую с интернет источников: http://vetert.ru/rossiya/kalmykiya/sights/61-manich.
Презентация состоит из 25 слайдов, в которой описываются заповедные места Ростовской области и ее обитателях.
II этап: Основной (теоретико-практическая деятельность)
Реализация проекта проводилась с апреля по декабрь 2016 года.
Для углубленного изучения растений заповедника «Ростовский» участники проекта совместно с педагогом подготовили:
1. презентацию «Знакомьтесь - воспетая степь»;
2. викторину «Легендарные растения заповедника…», тесты «Заповедник…», Тест: «Природная зона степей», загадки, дидактическую игру "Цветик - семицветик";
3. занятие «По заповедным местам природы степного края»;
4. гербарий травянистых растений.
Викторина «Легендарные растения заповедника…»
1. Согласно легенде, именно в бутонах этого растения спрятано счастье. Никто не мог добраться до него, открыть бутон. И только детский смех раскрыл его, чего не могла сделать никакая другая сила...
Тюльпан Биберштейна , дикие тюльпаны Шренка. О, тюльпаны, прекрасные дикари степей! в последнее время осталось мало, так как размножаются они семенами, а не луковицами и начинают цвести только через семь лет после того, как растение прорастет из семечка. Они занесены в Красную книгу Российской Федерации и штраф за сорванный или затоптанный цветок составляет 2000 рублей.
2. Легенда рассказывает, что после великого сражения с монгола татарами пришли люди на поле битвы и начали хоронить тысячи убитых русичей, разровняли землю. И на этих местах, чудная трава стала произрастать, жесткая, стеблистая, а под осень каждая травинка выбросила белые волосы. Поседела, выходит от горюшка людского.
Ковыль, особая седая трава – символ степи. Он занесен в Красную книгу Российской Федерации
3. Свое название цветок получил из рук знаменитого целителя Гиппократа, который дал имя растению в честь древнегреческой богини Ириды, провозглашающей людям волю олимпийских богов.
Богиня Ирида сходила по радуге на землю, поэтому слово "Ирис" в переводе с греческого языка означает радуга. За красоту цветка ему дали нежное и ласковое имя «касатик», что значит - милый
(Ирис Касатик), он занесен в Красную книгу Российской Федерации
4. Старые люди рассказывают, что на луга и поляны по весне всегда опускались стаи диких гусей, чтобы передохнуть здесь после трудной дороги и пощипать эти всходы, которые они очень любили...
– гусиный лук, встретить его можно в лесах, степях, зарослях кустарников. Из всех подвидов более всех распространен желтый.
5. Во время первой и второй мировых войн, высушенные корешки растения служили немцам заменой кофе. По этим растениям можно сверять часы. Они раскрываются в шесть часов утра, и закрываются в три часа дня, плюс-минус несколько минут.
Одуванчик, встречается по лугам, опушкам, у дорог, в полях, огородах, садах по всей территории.
Тест «Заповедник…»
1. Территория, на которой охраняется весь природный комплекс, и исключается любой вид хозяйственной деятельности называется:
а) заказник
б) национальный парк
в) заповедник
2. Территория, где постоянно или временно запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности, охраняется не весь природный комплекс, а лишь отдельные компоненты – ………. (заказник)
3. Эти ресурсы делятся на ресурсы растительного и животного мира – …………… (биологические ресурсы)
4. Природные богатства, которые использует человек в хозяйственной деятельности –………… ( природные ресурсы)
5. Растительное сообщество, состоящее из разнотравья, формируется на чернозёмах при недостаточном увлажнении – ……… (степь)
6. Человек не нанесет вреда природе, если будет:
а) срывать полевые цветы для букета
б) вытаптывать растения
в) собирать лекарственные растения в тех местах, где их мало
г) ходить в лесу по тропинкам
7. Что можно делать в заповедниках?
а) собирать ягоды б) рвать орехи
в) разводить костер г) фотографировать
8. Что люди делают для спасения живой природы?
а) создают заповедники, ботанические сады;
б) создают бульвары и скверы;
в) создают фермы, пасеки и птицефабрики;
9.Что такое заповедники?
а) заповедники – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна;
б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц, насекомых;
10. Многие растения …, они применяются в медицине.
а) красивые;
б) лекарственные;
в) высокие.
Тест: «Природная зона степей»
1.Продолжи определение. Степь – это___________________
2.Чем славятся степи?
а) высокими деревьями
б) высокими травами
в) высокими горами
3.Почему в степи не растут деревья?
а) недостаточно влаги
б) жаркое лето
в) неплодородные почвы
4. Какое лето в степи?
а) короткое и холодное
б) жаркое и сухое
в) короткое и влажное
5. Растения в степи бывают:
а) многолетние, раннецветущие, однолетние;
б) раннецветущие, засухоустойчивые, тенелюбивые;
в) засухоустойчивые, многолетние, раннецветущие.
6. Какую форму имеют листья степных растений?
а) узкую
б) широкую
в) форму колючки
7. Какое растение не встретишь в степи?
а) тюльпаны
б) верблюжья колючка
в) ковыль
8. Как называется это растение?
Стебель его сильно ветвится, не поднимаясь вверх, а, переплетаясь, образует шар.
а) перекати –степь
б) перекати –поле
в) перекати – трава
9. Почвы в степи:
а) глинозём;
б) подзолистые;
в) чернозём.
10. Какое насекомое не относится к степным?
а) кобылка
б) стрекоза
в) сверчок
11. К степным птицам относятся…
а) белый журавль, краснозобая казарка, розовая чайка;
б) ястреб, кедровка, сойка;
в) дрофа, журавль – красавка, стрепет
Дидактическая игра: "Цветик - семицветик".
В природе есть цветочные растения, требующие нашей защиты и охраны, так как находятся на грани исчезновения и занесены в Красную Книгу. В конвертах возьмите карточки с буквами и сложите из них названия трёх таких растений.
Под музыку команды решают анаграммы.
На слайдах - ответы к анаграммам, к которым ведущий даёт дополнительные сведения.
Ковыль (перистый) - Дерновинный многолетник с прямостоячими стеблями 30-60 см выс. Цветет в апреле-мае. Плодоносит в мае-июне обильно, распространяясь ветром. Был включен в Красную книгу РСФСР (1988). Вид внесен в Красные книги большинства субъектов федерации, где он произрастает. Встречается на территории 24 заповедников в России, а также в ряде степных заказников, но продолжает уменьшать свою
численность. Одна из главных достопримечательностей природы Куликова поля – это степные просторы, луговая степь, где произрастает удивительной красоты ковыль-трава.
Рябчик (шахматный) - многолетнее растение с толстой луковицей из семейства Лилейные. Цветки поникающие, похожие на цветки колокольчика, с продолговатыми лепестками бордового цвета с более светлыми вкраплениями. Это создает видимость «шахматного рисунка». И часто в адрес этого красивого растения можно услышать восклицание: «Надо же! Колокольчик в клеточку!». Это растение не боится многочисленных степных обитателей. Все дело в его запахе. Его не переносят кроты, мыши, землеройки. Вид занесен в Красную книгу России.
Тюльпан (Шренка) – растение семейства Лилейные 15-40 см высотой с большими разноцветными (белыми, желтыми, красными) цветками на верхушках стеблей. Цветок чашевидный, очень изменчив по форме, с приятным запахом. Занесён в Красную книгу России. Категорически запрещён сбор растений на букеты и выкапывание луковиц, продажа цветов и луковиц. Тюльпан Шренка считается одним из родоначальников первых культурных сортов тюльпанов (класс Дюк Ван Толь, известный с конца XVI века), которые ныне пользуются большим спросом на рынке цветов.
Занятие «По заповедным местам природы степного края»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений об охранных территориях заповедниках;
Развивать экологическое мышление на основе представлений о Ростовском заповеднике и законах, которые регулируют поведение детей;
Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.
Оборудование класса: эмблема заповедника, карта-маршрут по Ростовскому заповеднику. Природные объекты. Картины Гречишкина о природе заповедника в различные времена года. Слайды.
Музыкальное оформление: записи «Степь днем», «Голоса птиц», «Звуки степи».
Методика проведения
1. Вводная часть.
2. Постановка проблемы: «Прислушайтесь, осмотритесь, подумайте и скажите: куда привела нас тропинка?» (Ниточка от группы до зала).
- Кто знает, что такое заповедник? (ответы детей).
- Для чего создается заповедник?
- Чтобы узнать, правильно ли мы думаем, нам надо «побывать» в заповеднике. Подумайте, как это сделать, чтобы побольше увидеть, узнать и секреты природы разгадать?
- Не поможет ли нам волшебная карта – маршрут по Ростовскому заповеднику?
Экскурсовод: Я к вашим услугам. Чем могу быть полезна? Зовут меня…, я работаю в заповеднике экскурсоводом. Кто знает, а кто такой экскурсовод?
Дети, так что же вы хотите? (Поиграть, чтобы побольше увидеть и узнать). Я знаю одну игру, но она должна проводиться по правилам заповедника. А вы их знаете?
Педагог: Вспомнила! У нас же есть волшебная карта. Я ее попрошу, чтобы она нам помогла. (Проводит по карте, выходят «Живые знаки» заповедника).
Экскурсовод: Это мои помощники. Кто знает, что они обозначают?
«Природоохранные знаки о себе»
Экскурсовод: Что возьмем с собой? Вот есть лопата для выкопки луковиц тюльпанов, возьмем её?
Дети: Нет!
Педагог: Почему не возьмем? (Помогают знаки).
А вот – магнитофон. Возьмем его, чтобы нескучно было?
Дети: Нет!
Педагог: Почему нельзя слушать громкую музыку? (Знаки помогают).
Экскурсовод: Я подскажу, что нужно взять с собой в заповедник, я же волшебный экскурсовод. Мы возьмем глазки, чтобы все увидеть и полюбоваться красотой природы, наши ушки, чтобы послушать «голоса природы», наши ручки, чтобы помогать природе, и нашу улыбку, чтобы весело было в пути.
Итак, в путь! (По маршрутной карте до первой остановки под звуки «Степь днем»)
Знак заповедной степи приглашает к себе.
Экскурсовод: Слушайте, наслаждайтесь чистым воздухом степи.
Когда воздух чистый, хочется глубоко вздохнуть, расслабиться, снять с себя напряжение и подготовиться к первому привалу. Сядем и послушаем звуки степи.
Это нетронутый человеком мир степи. Он охраняется законом государства. В этой заповедной степи произрастает 310 видов растений, относящихся к 46 семействам.
Знак: Напоминаю, что рвать и выкапывать растения запрещено! Среди растений здесь есть такие, которые нигде больше не растут, но есть и знакомые вам, но у каждого свой секрет.
Экскурсовод: Что же сделать, чтобы о них узнать?
Педагог: Думаю, что нам опять поможет волшебная карта. Она по желанию превратит детей в травянистые растения этой степи.
Экскурсовод: Вот такая «живая степь», но она перепутана, а в нашем заповеднике свой порядок – «по королевствам»
Педагог: Дети, вспомните этажи степей и распределите растения:
Полынь, саксаул, шалфей, ковыль, тимофеевка; пырей; овсяница, солодка голая, верблюжья колючка, гребенщик, мак, крупка дубравная, чабрец, подснежники, прострелы (сон-трава), пролески, тюльпаны, весеннецветущие крокусы, хохлатки, рябчики, молочай, агава.
1 «Королевство» - Ксерофиты
2 «Королевство» – Злаки
3 «Королевство» – Фреатофиты
4 «Королевство» – Эфемеры
5 «Королевство» – Эфемероиды
6 «Королевство» – Суккуленты
Ксерофиты - это растения сухолюбы. Растения приспособленные к жизни в условиях длительной летней засухи и одновременно обладающие способностью переносить жесткие условия зимы (Полынь, саксаул, шалфей, ковыль).
Злаки – это травянистые растения, основные образователи растительных сообществ. Злаки устойчивы к засухе, весьма умерены к теплу и почвенному питанию, могут вегетировать практически круглый год. Их листья узкие, часто волосовидные, свернутые в трубку, торчащие, из – за чего солнечные лучи на них попадают косо, не нагревая листовую пластинку (тимофеевка; пырей; овсяница).
Фреатофиты – колодезные растения, с глубоко расположенной корневой системой, использующие в качестве источника влаги грунтовые воды (солодка голая, верблюжья колючка, гребенщик)
Эфемеры - относятся травянистые однолетние растения, имеющие короткий вегетационный период. Они используют весеннюю влагу, зацветают в марте, а в конце апреля уже плодоносят (мак, крупка дубравная, чабрец).
Эфемероиды – многолетние растения с коротким вегетационным периодом (подснежники, прострелы (сон-трава), пролески, тюльпаны, весеннецветущие крокусы, хохлатки, рябчики).
Суккуленты – это растения с толстыми мясистыми, сочными стеблями и листьями (молочай, агава).
Педагог: Как чудесен заповедник. Сколько здесь удивительного. Попробуем изобразить частичку того, что мы увидели.
Физкультурная пауза:
Мы в заповеднике друзья,
И все мы – дружная семья.
Растения выстроились в ряд.
И каждый встрече будет рад.
Вот это гибкостью своей тешит взгляд,
А это – высится сурово, как солдат.
Одно – травинками простирает,
Другое – на ветру трепещет и играет.
Знак «Степные травы» приглашает в свое царство.
Экскурсовод: Какое великолепное разнотравье. Вот посмотрите: это вереница, а это прострел. Они занесены в Красную книгу.
В степи очень много растений с яркими цветками, которые образуют сказочно красивые разноцветные ковры. В середине лета степь особенно сказочная и быстро меняет свой цвет:
То розовые – от цветения горца, то лилово – фиолетовые – от цветения буквицы, то оранжевые – от зонтиков володушки.
Рисование. Проводится по музыку степи «Журчание»
Педагог: Дети, предлагаю вам нарисовать растения степи, а потом их вырежем и украсим наш класс. Обратить внимание детей на то, что от радуги цветов в группе стало веселее, краше, теплее (пусть дети сами выскажут свое мнение).
Педагог: Очень интересна жизнь степи. Мы с вами совершаем волшебное путешествие. И нам ничего не стоит превратиться в обитателей степи.
Физкультурная пауза
Имитационная игра «В степи» (дети с помощью мимики и пантомимики изображают жизнь солнечной степи).
Игра сопровождается музыкой П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Предметно – специфическая деятельность
Педагог: Ребята, природа заповедника вдохновляет поэтов, писателей, композиторов своими красотами на прекрасные творения. (Просмотр картин Гречишкина).
Экскурсовод: Оглянитесь. Вспомните. Прислушайтесь. Где мы с вами побывали? Чтобы все это понять и прочувствовать, давайте пофантазируем и вообразим телевизионный экран будущего, с помощью которого можно увидеть картину заповедника.
Педагог: Подумайте, какой будет ваша картина.
Экскурсовод: В каждом заповеднике есть знаки. А какие знаки создали бы вы?
Ваши эскизы заповедника интересны. Вы сумели показать будущее заповедника.
Аутотренинг:
… Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Колышатся травы степи,
Надо мной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно,
Я очень рад, что встретился с
Удивительным миром заповедника.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником
Всему живому.
III этап Заключительный
После теоретической части приступили к практической работе. Изготовили макет острова Стариковский заповедника «Ростовский» и заселили его растениями, произрастающими на данной территории. Растения изготовили юннаты СЮН объединения «Природа и фантазия».
Результат нашей работы:
Выводы:
1. Познакомились с заповедником «Ростовский» Ростовской области;
2. закрепили представления о многообразии растительного мира в заповеднике ростовской области, путем проведение викторин, тестов и дидактических игр о заповеднике;
3. создали условия для воспитания чувства гордости, сопричастности к природным достопримечательностям своего края, побудили желание побывать в этих местах еще не один раз;
4. сформировали у юннатов представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную; творческую (художественно-эстетическую); коммуникативную;
5. узнали, что заповедники способствуют сохранению разнообразия видов животных и растений. Здесь разрабатываются новые подходы к изучению и охране дикой природы.
6. изготовили макет острова Стариковский заповедника «Ростовский» и заселили его растениями, произрастающими на данной территории, с целью углубленного изучения предмета «Цветоводство».
Мы поняли, что нужно беречь родную природу: степи и реки, животных и растения! Охраняя природу, мы заботимся не только о своём будущем, но и о следующих поколениях людей, которые будут жить на Земле!
Заключение
Результаты работы данного проекта окажут влияние на качество, и уровень образования детей, на работу по демонстрации законов природы. Создание макета способствовало формированию у юннатов чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему.
Таким образом, проект помогает осуществить активизацию творческого потенциала коллектива юннатов по созданию благоприятных условий для воспитания и обучения в учреждении.
Проводимая работа имеет не только экологический, но и социальный характер. Важность её несомненна. Она имеет большое значение для формирования трудовых и коммуникативных качеств обучающихся. Забота о воссоздании и сохранении природы помогает в решении проблемы воспитания экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни.
Земля требует защиты! От самого сильного и беспощадного разрушителя - ЧЕЛОВЕКА!
Дорогие друзья, сегодня мы с вами совершили «экскурсию» по весенним степям заповедника. Мы постарались вам показать такие привычные для нас растения, с другой, немного волшебной стороны. Нам хотелось побудить вас, увидеть не обычное в обыденном. Ещё раз обратить ваше внимание на красоту, в которой мы живём, на редкость некоторых растений, которые мы привыкли рвать охапками. Надеемся, что наш проект разбудит в вас желание беречь природу, ценить то, что ещё сохранилось.
Хороша ты степь, степь раздольная
Здесь в степи для нас воля вольная,
На коне ль скакать, у костра мечтать,
Слушать звон цикад, в облаках витать…
Степь цветет весной, полыхает вся,
И такой ее позабыть нельзя…
|