Научно-исследовательский проект
"Слова словарные – "коварные"?"
Тема «Буквы безударных гласных» меня сразу увлекла.
С чего началось знакомство? Учитель попросила нас «собрать» слово из звуков, выполняя его задания.
Первый звук – «лишний» в группе звуков: [б’] [д’] [л’] [г’].
Второй звук – гласный, находится во втором слоге слова улитка.
Третий звук – парный по глухости звуку [з].
Четвёртый звук – гласный, находится в первом слоге слова аист.
Соединив звуки, мы «собрали» слово [л’ и с а].
По взмаху руки учителя, слово назвали.
Учитель попросила нас нарисовать предмет, который это слово называет. Каково же было наше удивление, когда рисунки получились разные. У одних учеников был нарисован зверь, а у других – много деревьев. «Кто же прав?» - спросил учитель. Все ребята сумели доказать свою правоту. Одни сказали, что нарисовали дикого зверя лису. А другие – зелёные леса.
Что же получается? Два разных слова, а произносятся одинаково? Узнали, что пишутся эти слова по-разному. Выходит, что один и тот же звук может на письме обозначаться разными буквами. В ходе работы выяснили, что этот звук безударный.
На протяжении нескольких уроков мы наблюдали за произношением и написанием слов с буквами безударных гласных. В одних словах звук и буква совпадали, а в других – нет.
Сообща сделали вывод: буквам безударных гласных нельзя «доверять» на письме.
Познакомились со способом их проверки.
Позже учитель попросила нас проверить букву безударного гласного в слове «заяц». Как мы «не бились», подобрать проверочное слово не смогли.
Тогда учитель хитро улыбнулась и сказала, что в русском языке есть слова, в которых буквы безударных гласных проверить нельзя. Можно только запомнить, как они пишутся. Такие слова называются словарными.
У меня мелькнула в голове мысль: слова словарные – «коварные»! Хорошо, у кого отличная память! Того не затруднит выучить эти слова. А как быть тем, у кого память похуже?
Мне захотелось узнать, много ли в гимназии ребят, которые испытывают затруднения при запоминании словарных слов. Существуют ли способы, которые могут помочь запомнить написание словарных слов? На эти и другие вопросы я стал находить ответы в ходе работы.
Цель исследования: нахождение или «изобретение» способов запоминания словарных слов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. «Открыть» или «найти» способы лёгкого запоминания словарных слов.
3. Провести среди учеников 2-4 классов письменное анкетирование с целью сбора и обработки информации по данной теме.
4. Изготовить книжку – малышку «Дружите со словарными словами» с интересными лёгкими способами запоминания словарных слов.
Объект исследования: словарные слова.
Предмет исследования: способы запоминания словарных слов.
Методы исследования: анкетирование, анализ, обобщение, изучение литературы.
Гипотеза: я предполагаю, что многих учеников «спасает» только механическая память при запоминании написания словарных слов.
С понятием «Словарные слова» и со способом запоминания словарных слов «Ассоциации» познакомился при изучении пособия «Словарные слова» Н. Сычёвой.
Способ «Рифмы» (название придумал сам) был найден мной в практическом пособии для школьников младших классов «Словарные слова» автора В. Дмитриевой. Делил на группы словарные слова, изучаемые в 1-2 классах по системе Л.В. Занкова, и сочинял рифмованные строки к каждой группе сам.
Этимологические справки изучал в пособии Т.М. Анохиной «Русский язык. 1-4 классы. Работа со словарными словами» и в школьном этимологическом словаре Н.М. Шанского.
Задание «Отгадай слово» было составлено на основе заданий из книги И.Д. Агеевой «Художник – грамотей».
Большое удовольствие получил при чтении грамматических сказок и рассказов по теме «Непроверяемые безударные гласные» в детской энциклопедии В.В. Волиной «Я познаю мир. Русский язык».
Теоретическая часть
Какие слова называются словарными?
В русском языке существует огромный пласт слов, в которых орфограммы «не подчиняются» никаким способам проверки. Это словарные слова, к которым мы не можем подобрать проверочные слова. Правописание таких слов мы можем только запомнить или посмотреть в словаре.
Поиск и «открытие» способов лёгкого запоминания словарных слов
Вот тут-то и начинаются трудности! Не каждый ученик может с лёгкостью запомнить большое количество словарных слов, которые изучаются в каждом классе.
В ходе работы мною были «открыты» или «найдены» способы запоминания словарных слов.
1 способ «Слово в слове»
Способ, открытый самостоятельно. Я так думаю, потому что в литературе и интернете я такого способа не находил.
В некоторых словарных словах находятся «маленькие» слова, в которых буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове. И с помощью этого маленького слова легко запомнить написание словарного слова.
Например, в слове коньки находится «маленькое» слово конь, в котором буква ударного гласного «о» такая же, как буква безударного гласного в слове коньки. Слово «конь» легко помогает запомнить написание слова «коньки».
Или: в слове котлета находится «маленькое» слово кот, в котором буква ударного гласного «о». Это слово «помогает» запомнить, какая буква безударного гласного в слове котлета.
Этот способ мне очень понравился! Я стал работать с каждым словарным словом из словарика, которое находится в учебнике русского языка. Работа очень увлекла! Я поработал и со словарными словами, которые изучались в первом классе.
Примеры слов: ласточка (точка), ворона (вор), сочинение (Сочи), творог (рог)
Все найденные мной слова разделены по классам и находятся в Приложении №1 на странице 16.
Чтобы лучше запомнить, какие «маленькие» слова находятся в словарных, я соединил их в предложения.
Например: Конь катается на коньках. Кот ест котлету. Ласточка в небе похожа на точку. Ворона клюнула вора. Сочинение про Сочи я весь день вчера писал. Лось повесил на рог пакет, в котором был творог.
2 способ «Этимология».
Этимология – наука о происхождении слов.
Изучая этимологическую справку, узнаёшь, от какого слова произошло словарное слово. И очень часто в слове «родителе» буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове.
А так как этимологическая справка интересна, запоминаешь легко, так сказать, «проверочное» слово.
Изучил несколько пособий, данных мне учителем, в которых даны этимологические справки словарных слов. Выбирал те, в которых в слове, от которого произошло словарное слово, буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове.
Пример этимологической справки к слову «коньки»:
Первоначально коньки делали из дерева, прикрепляя внизу стальные полозья. Металлические коньки в России появились триста лет назад. Молодой царь Пётр Первый собственноручно выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами. Изгиб конька украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название «коньки» - «маленькие кони».
3 способ «Ассоциации»
Ассоциативное мышление – это мышление при помощи образов.
Оказывается, наш разум способен устанавливать весьма замысловатые связи между объектами.
Любое словарное слово можно «проверить», подобрав к нему слово, связанное с помощью ассоциации, в котором буква ударного гласного такая же, как буква безударного гласного в словарном слове.
Например: букву безударного гласного в слове коньки, можно запомнить с помощью слова каток, в котором буква безударного гласного такая же, как буква безударного гласного в данном словарном слове. Прибежав на каток, Маша надела новые коньки. Собака грызла кость. Пряжка на поясе ярко блестит.
Работая, я попробовал составлять предложения со словами, на первый взгляд, совсем далёкими друг от друга по смыслу. Здесь на помощь приходили яркие образные картинки. Пример:
Собака спит и видит чудесный сон.
Все вороны следят за модой.
Кот учится кататься на коньках.
4 способ «Рифмы»
Почему легко запоминаются стихотворения? Да потому, что в них есть рифмующиеся слова!
Со способом деления словарных слов на группы, в каждой из которых одна и та же непроверяемая буква безударного гласного я познакомился при изучении практического пособия для школьников младших классов» В.Г. Дмитриевой. Способ понравился.
Воспользовавшись даны способом, разделил изучаемые словарные слова на группы по этому же принципу.
К каждой группе составил рифмующиеся строчки, помогающие запомнить словарные слова.
Например: к группе слов с буквой безударного гласного «о», я составил рифмующиеся строчки: Тут в словечках буква «о», нам запомнить их легко!
Теперь я учу словарные слова по группам. Намного легче запоминаются!
Познакомившись сам с интересными способами запоминания словарных слов, познакомил с ними и одноклассников на кружке «Хочу всё знать», а так же и ребят из других вторых классов. Им способы очень понравились. Многие стали ими пользоваться.
Составил несколько заданий по работе со словарными словами.
1 задание. Найди в стихотворении словарные слова и запомни их написание.
Стихотворения сочиняли вместе с мамой.
Пример:
У нас на дороге был случай такой:
Ехал на джипе водитель лихой.
Сделал аварию, въехав в забор,
Вышел с кабины, а тут – постовой.
- Ваша фамилия? – строго спросил.
Горе - шофер глаза опустил.
2 задание. Отгадай словарное слово.
Предлагаю ребятам закодированные в виде точек рисунки, на которых изображены предметы, названия которых являются словарными словами. Чтобы их нарисовать полностью, им нужно выполнить задания. Тогда они узнают номера тех точек, которые нужно соединить. Под рисунком нужно составить по буквам слово. Если слово соответствует рисунку, то ученик убеждается, что задание выполнил правильно.
СЛОВА
|
А
|
О
|
В__робей
|
1-3
|
1-2
|
К__литка
|
2-3
|
2-4
|
Гол__с
|
5-8
|
3-4
|
К__вёр
|
1-4
|
4-5
|
М__лина
|
5-6
|
5-8
|
К__нец
|
4-6
|
6-7
|
Ог__род
|
7-8
|
7-4
|
Алф__вит
|
8-11
|
8-9
|
П__ляна
|
9-10
|
11-10
|
К__рова
|
9-12
|
10-12
|
Р__бота
|
12-13
|
8-10
|
П__рад
|
9-14
|
13-14
|
С__лат
|
14-15
|
12-14
|
Мол__ко
|
13-15
|
15-16
|
М__нета
|
2-8
|
7-16
|
Мон__лог
|
3-9
|
16-17
|
Н__чало
|
13-17
|
14-16
|
Пр__студа
|
15-19
|
18-19
|
П__словица
|
15-17
|
19-20
|
Ди__лог
|
17-21
|
17-18
|
К__блук
|
1-22
|
2-21
|
|