Автор: Федосеенкова Дарья, ученица 2 Б класса МБОУ "СШ №3" г. Смоленск
Михалева Татьяна Валерьевна
Научно-исследовательский проект
"Народный костюм"
История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества. Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях своего народа.
Эта тема меня очень заинтересовала. Когда мы готовились в классе к народным праздникам, то пришлось делать народный костюм для выступления. Вот я решила узнать об этом поподробнее.
Цели моей работы:
1)Узнать подробнее о русском народном костюме женщины.
2) Создать эскиз современного костюма для девочки с использованием полученных в ходе исследования знаний о русском народном костюме.
Задачи:
1)Собрать материал о русском народном костюме женщины.
2) Выяснить, какие материалы, цвет, узоры применяли для изготовления костюма.
3)Познакомить одноклассников с русскими традициями женской одежды.
Этапы работы
Выбор темы.
Определение целей и задач.
Постановка проблемы.
Сбор материалов по теме проекта.
Изготовление эскиза костюма для современной девочки с элементами народного костюма.
Проблема:
В наше время развивается наука, появляются новые компьютерные технологии и многие люди начинают забывать о своих русских ценностях.
Что мы знаем о народных костюмах?
В чем особенности народного костюма?
Можно ли применить знания о народном костюме в создании современной одежды?
Гипотеза
Возможно, что и в современном мире можно использовать в одежде и детали, и ткани, и узоры, традиционные для Руси прошлых времен.
Основная часть
Читая и рассматривая книги, я поняла, что народные костюмы отличаются друг от друга. Почему? Народ ведь один.
Одежда различалась:
- по назначению (повседневная, праздничная, обрядовая),
-по ней можно судить (о возрасте, о семейном положении).
Как правило, менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет и количество узоров. Каждая губерния имела свой вариант костюма, свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе. Одежда представляла собой большую ценность. Ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, несколько раз перешивали и донашивали до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Богатые же стремились к тому, что бы их костюм отличался от одежды простых людей.
На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина.
Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ.
У сорочки был ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава.
У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных же были еще нижние рубахи. Как и мужские, женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту.
Сверху сорочки надевали сарафан, длинную свободную одежду без рукавов, застегивающуюся снизу доверху на пуговицы. Ходить в такой одежде было удобно.
Сверху на сарафан надевалось душегрея, теплая кофта без рукавов, обычно на меху. Она чуть ниже талии, очень широкая сборчатая одежда, на лямках как у современных сарафанов.
Ткани, цвет, орнамент Ткани использовали при шитье народной одежды натуральные – льняные. Хозяйки сами их ткали и красили. В каждой Российской губернии существовали свои узоры, определенные цвета. Полосатые и клетчатые узоры были разнообразны по форме. В узорах можно увидеть изображение солнца, звезд, птиц на ветках, цветы, фигурок и людей и животных. Техника народного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические фигуры. Например, такие узоры можно было увидеть на рубахах. Не только ткани и форма одежды могли много рассказать об их хозяине. Цвет – язык народа. Используемых цветов было немного. Значение имели только те цвета, в которые крестьянин реально мог покрасить ткань в домашних условиях. Использовали для этого корни, стебли, листья, кора растений, которые росли в их краях - крапива, щавель, черника, лук, зверобой, орешник, дуб. Поэтому существовали три древнейших цвета одежды и вышивок: белый, красный и черный. Но могли получать и другие цвета.
Каждый цвет имел свое значение. Белый цвет считался символом замужней женщины-матери. Красный цвет – цвет огня, считалось, что он отпугивает нечистую силу. Черный цвет символизировал вечный покой, землю. Зеленый цвет символизировал растительный мир. Голубой цвет – символ воды и неба.
Нелегкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожаи, домашних животных. Но когда наступал праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Праздничную одежду хранили в сундуках.
Практическая часть
Вот бы такой красивый сарафан появился у меня. Современная одежда значительно отличается от той, которую носили наши предки. Ткани и красители, в большинстве своем синтетические, а не натуральные. Узоры не считаются магическими, как думали наши предки – язычники. И нет той бережливости к вещам.
Но сколько теплоты в узорах, нежности в сочных цветах, приятной прохлады ткани в жару и тепла в зимний холод в одежде наших прабабушек и прадедушек. В таких вещах уютно и приятно в любые времена. Такой сарафан или рубашку сейчас одел бы любой современный человек. Вот я и придумала эскиз нарядной рубашки и сарафана. Рубашку украсила традиционной вышивкой, свободный сарафан на пуговицах выполнила в ярких цветах. А для шитья такого наряда надо взять льняную ткань.
Все права на материалы
сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе
законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта. Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.