Научно-исследовательский проект
"Рукоделие мастериц нашего города"
Умение обращаться с простой швейной иглой составляет неотъемлемую часть нашей жизни. Навыки шитья, передаваемые из поколения в поколение, дошли до нас с давних времен. На протяжении веков в разных странах мира формировались различные виды и способы этого ремесла. Еще не так давно без умения шить, невозможно было вести домашнее хозяйство. Надо было самостоятельно изготавливать и штопать одежду, чинить постельное белье и другие атрибуты домашнего быта. Лишь только представители привилегированных классов, не занятые постоянным трудом могли позволить себе тратить долгие часы на занятия утонченными видами рукоделия: вязать изысканные белые кружева или шить великолепные, богато украшенные коврики из разноцветных лоскутков, вышитых картин. Для большинства же женщин умение обращаться с ниткой и иглой составляло часть обычных домашних хлопот или служило способом заработать на жизнь.
В начале XX столетия среди домашних работ связанных с рукоделием преобладали шитье и вязание – основные техники изготовления одежды. В наше время острой необходимости в этом нет, но наблюдается массовое возрождение ко всем видам декоративного и прикладного рукоделия.
В полнее закономерно стремление многих избавиться от единообразия продаваемых в магазинах товаров массового производства, тем более что самые общие представления о том, как правильно пользоваться иголкой и ниткой, позволит придать индивидуальность предметам вашего гардероба, сделать оригинальные подарки родным и друзьям, изготовить очаровательные украшения способные подчеркнуть характер и неповторимость вашего дома.
У русских рукодельниц сформировались свои приемы и техники рукоделия, идеи, которые вдохновляют и побуждают нас к творчеству и введут в восхитительный мир рукоделия.
Проблема: Отсутствие информации в интернете на историко-биографическом сайте Братского района, краеведческом музее о мастерицах и видах рукоделия нашего города.
Цель: изучение творчества мастеров рукоделия в городе Вихоревка во второй половине XX века.
Задачи исследования:
- познакомится с историей возникновения города Вихоревки;
-изучить виды рукоделия России преобладающих XX веке;
- познакомится с мастерами рукоделия второй половины XXвека нашего города;
-выявить основные виды рукоделия в городе;
Предмет исследования: мастера рукоделия второй половины XXвека города Вихоревки.
Объект исследования: изделия, выполненные в различных техниках рукоделия.
Методы исследования:
эмпирический:интервью, фотографирование, сравнение;
теоретический: изучение и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Теоретическая значимость нашей поисково-исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в выставочной работе школьных музеев, краеведческом музее города.
Практическая значимость нашей поисково-исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на занятиях декоративно-прикладного творчества.
Известно, что основными видами рукоделия второй половины XX века в России были: вышивка, вязание, фриволите, макраме, шитье. При этом в существующих на данный момент исследованиях недостаточное освещение получил вопрос, какие виды рукоделия были распространены в нашем городе В качестве гипотезы мы предлагаем следующее объяснение распространёнными видами рукоделия в нашем городе были: вязание, вышивка, макраме, фриволите, шитье.
История города Вихоревки
Города, как люди, имеют свою судьбу, только им присуще традиции и культурно-историческое своеобразие. В процессе своего развития они приобретают неповторимый облик, выраженный как в особенностях планировочно-архитектурной среды, так и в традициях социально-культурной жизни. Это и создает особый культурно-поведенчиский мир сибирского населения, позволяющий в прошлом отличить жителя Тобольска от иркутянина или красноярца. Особое место среди сибирских городов принадлежит малым городским центрам, составлявшим вместе с сельской округой единый территориально-хозяйственный комплекс. При всей кажущейся невыразительности их внешней эволюции, судьба каждого из таких городов по-своему уникальна, наполнена внутренней динамикой, глубинными процессами и колоритом. Пример тому – история одного из северных городов Иркутской области город Вихоревка.
Своим появлением и развитием Вихоревка обязана железной дороге Тайшет — Лена. Ее строительство началось в 1937 г., но было прервано с началом Великой Отечественной войны. Работы возобновились только в 1946 г. Прокладку путей вели не только от Тайшета, но одновременно от старого Братска и Усть-Кута, куда материалы и оборудование (и даже паровозы) доставлялись водным транспортом.
На строительстве использовался даровой труд заключенных и военнопленных (в основном японских). Для этого вдоль трассы была организована сеть лагерей и лагерных пунктов системы Тайшет лага (в 1949 г. переименованной в Озерлаг). Заключенные расчищали просеку, отсыпали насыпь, прокладывали железнодорожное полотно, строили мосты и жилые дома, работали вдоль трассы на лесоповале.
Механизмов не хватало. Повсеместно применялся ручной труд. Главными орудиями на стройке были кирка, лопата, топор и тачка. С их помощью прокладывалась дорога, открывавшая кратчайший путь к природным богатствам Приангарья и Приленья.
Чтобы уменьшить время и затраты на доставку спец-контингента к местам работ, через каждые 6-8 км были созданы лагпункты. Местом для одного из них, на 269-м км трассы, была выбрана равнинная мало-лесистая долина реки Вихоревы при впадении в нее небольшой речки Уби.
В то время здесь находились сельхозугодья, скотный двор и зимовья колхоза «Веселое поле» деревни Долоново, жители которой еще до революции заготовляли на лугах этого междуречья сено.
Весной 1947 г. земли колхоза вместе с постройками были переданы для нужд Тайшет лага. Строения приспособили для размещения небольшой базы строительства, а в зимовьях расположили оперативную часть. В помощь спец-контингенту здесь организовали также шестое отделение военных строителей, прибывших с Дальнего Востока.
Таким образом был основан опорный поселок строителей, давший начало новому поселению, а затем и железнодорожной станции, открытой в конце осени 1947 г. И поселение, и станция были названы Вихоревка — по имени протекающей рядом реки*.
В середине 1950-х гг. Озерлаг ликвидировали. Большинство политических заключенных были освобождены и впоследствии реабилитированы. В поселке Вихоревка остались в основном те, кому ехать оказалось некуда. Среди них были и «харбинцы» (порядка 400 чел.).
Например, староста и главный строитель единственного городского храма Николая Чудотворца, потомок белого казака Николай Панин. Сын служащего КВЖД В. Чеусов являлся руководителем ассоциации бывших заключенных Озерлага, он описал в воспоминаниях и харбинскую жизнь, и пережитое в советских лагерях. Многие «харбинцы» после освобождения стали считать Вихоревку своей второй родиной и отдали свои силы на ее благо. Вместе с другими бывшими заключенными они построили несколько улиц.
Вскоре в Вихоревку стала приезжать на ударные стройки молодежь. Начиналось строительство большого каскада ангарских ГЭС. Многие из прибывших остались жить в Братском районе и в Вихоревке.
Маленькая станция превратилась в крупный железнодорожный узел. 27 ноября 1957 г. пристанционный населенный пункт Вихоревка был отнесен к категории рабочих поселков городского типа. В те годы старый Братск готовился к затоплению, а новый Братск еще строился, и Вихоревка выступала своеобразным неформальным центром Братского района. Здесь развивалась лесозаготовка, особенно в связи с намечающимся строительством Братского ЛПК. Был создан Вихоревский лесхоз, увеличились объемы отправки грузов по железной дороге. В тот период экономическое развитие Вихоревки базировалось на работе двух градообразующих предприятий — локомотивного депо станции Вихоревка и лесозаготовительного комбината.
Городским поселением в составе Братского района Вихоревка стала 26 октября 1966 г. Эта дата отмечается сейчас как официальный день рождения города.
Есть две разные версии происхождения названия реки Вихоревы, давшей имя поселению и станции. По одной из них, в 1630 г. на реке во время переговоров с местным князьком был убит служилый человек Вихор Савин, с тех пор его имя закрепилось в названии реки.
По другой версии, слово «вихора» означает скрученные ветром, завихренные, метелкообразные ветви берез. Река с берегами, поросшими такими «вихрастыми» березами, и есть Вихора, или Вихоревая река. (Говорят, что местные старожилы часто называли речку именно Вихора.)
Несмотря на различие этих двух версий, сходятся они в одном — русское название «Вихорева» закрепилось за рекой в начале XVII в. Об этом свидетельствует запись Максима Перфильева, сделанная им в 1631 г.: «А другой долгий порог в Братской земле за Вихоревою рекою более десяти верст.
Виды рукоделия XX века
Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, - все украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причем все принимало определённый, традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой. Например: ручка солонки (заметим, что сольв деревянной солонке всегда оставалась сухой) часто выглядела, как голова коня; на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и раскрашивалось солнышко.
Вязание крючком
Вязание — один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства, который существует более трех тысяч лет.
Вязание крючком – процесс создания полотна из пряжи с помощью крючка.Слово крючок пришло в русский язык от французского слова "croc" или "croche". Вязание крючком подразумевает собой вытягивание петель из петель предыдущего ряда. В отличие от вязания спицами, петля в вязании крючком активна всего одна. Исключением является тунисское вязание. Кроме того, в вязании крючком используется крючок, а не спицы.
Вязание — способ изготовления одежды, бывает ручное (на спицах или крючком) и машинное.
Мы обращаемся к старинному рукоделию, начало которого теряется в глубинах истории.
А что было раньше? Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания, составления узоров, выборе цвета, а период более раннего развития был, без сомнения, очень длительным.
Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. В различных странах Востока есть предполагаемые доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена.
Вышивка – создание красоты своими руками
Вышивка - это искусство украшения ткани стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени и продолжают радовать своей оригинальностью, утонченностью и красотой.
Вышивка крестом – красота убранства дома
Вышивка - одно из самых любимых и распространенных видов рукоделия. История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.
В далекие времена, когда люди жили разобщено, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. К 13 - 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.
С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым.
Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.)
По своим мотивам орнамент может быть:
Геометрический - состоящий из различных геометрических элементов;
Меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
Растительный или фито-морфный - составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
Животный - в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
Птичий- составлен из стилизованных фигур птиц;
Человекообразный - с изображением человеческих фигур и полу фигур;
Шрифтовой (вязь) - напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.
Орнамент - бывает:
Ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;
Сетчатым - при котором вся поверхность заполнена узором;
Центрическим или розеточным - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб, или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.
Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы-фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками - продленными сторонами, с крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.
Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.
В народном творчестве наряду с одноцветными узорами широко известны двух- и трехцветные, а также многоцветные. Хорошо сочетаются:
Красный - с черным, желтым, серым, бежевым, оранжевым, синим, белым;
Синий - с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, розовым, золотистым;
Желтый - с коричневым, черным, красным, оранжевым, серым, голубым, синим, фиолетовым; Зеленый - с темно-желтым, лимонным, салатным,серым, желтым, оранжевым, коричневым, черным, кремовым;
Фиолетовый - с сиреневым, бежевым, розовым, серым, желтым, золотистым, черным.
Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть.
История макраме
История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел.
Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы.
Новая волна возрождения макраме началась в 19 веке.
Для плетения тогда применяли разнообразные материалы: шелковые и хлопчатобумажные нити, шелковый шнурок, золотую канитель, шерсть. С двадцатых годов нашего века макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетеными изделиями — коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже и шторами, кашпо — стали украшать комнаты. Плетеные панно начали комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов, как качалка, гамак, беседка. Сейчас возможности макраме еще более расширились.
По-прежнему используя макраме для украшения одежды и интерьера комнат, к нему постепенно стали обращаться и при оформлении общественных помещений.
Основным же элементом оформления является панно-макраме.
Популярность макраме в нашей стране росла постепенно. Началась она в семидесятые годы в Прибалтике и уже оттуда распространилась по всей стране. Макраме: позволяет высказываться разнообразно и нестандартно, никого и ничего не копируя.
Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и створяете чудо.
История фриволите
Фриволите — это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево челноком. Традиционно считается, что искусство плетения челночного кружева зародилось в Европе. В Россию искусство фриволите пришло из Франции, и это видно из названия этого вида рукоделия — frivolite (легкий). Плетеное челночное кружево было особенно модно в Европе в XVII веке.
Его плели из более грубых нитей, чем другие виды кружева. Кружево фриволите использовалось для отделки верхней одежды, занавесей, портьер. К концу XVII века плетеным кружевом начали украшать одежду. В России фриволите стало популярно в XVIII веке. Наши пра-пра-бабушки плели пирелины, скатерти, портьеры, зонтики, веера, тапочки и еще многое другое. После октября 1917 года в нашей стране кружевоплетение было признано барской затеей и только в 60-е годы 20-го столетия это искусство стало возрождаться в Прибалтике, а затем и в остальных частях Советского Союза.
История кружева: секреты популярности
Среди всевозможных узоров: вышитых, вытканных, плетеных - особое место занимают узоры "из воздуха" - кружева. На официальном языке "кружево" - это ажурное текстильное (выполненное из нитей) нетканое изделие, предназначенное для украшения одежды и предметов интерьера, с орнаментальным оформлением и чередованием плотных и разреженных участков. Кружево получается путем переплетения нитей, образующих ажурный орнамент. Неравномерная структура кружева создает особенный оптический эффект, игру света и тени, составляющую своеобразие этого вида рукоделия.
В отличие от вышивки, кружево можно спороть с платья и заменить его либо другим, более модным кружевом, либо другой декоративной отделкой. По мере того, как росла популярность кружев, увеличивалось количество стилей и техник его плетения.
В наши дни остается лишь отметить то же самое. Оно и понятно: в наше суетное время, казалось бы, не до тонкостей. В продаже полно штампованных кружев из синтетики. (Ну и что, что одноразовые, зато не возиться!) Однако во всем цивилизованном мире ручная работа ценится тем выше, чем больше автоматизация и унификация. Особенно ценно пришедшее к нам через века и произведенное руками - все то, что называется нерусским словом "эксклюзив". Почти ни один показ высокой моды не обходится без вышитых и кружевных узоров. В наше время кружева годятся не только для бабушкиного сундука.
Изделия ручной работы дают большее многообразие и несут на себе печать индивидуальности мастерицы. Настоящее кружево ручной работы приравнивается к драгоценности и может послужить не одному поколению. Качество кружева определяется уровнем художественного замысла и тщательностью его воплощения.
Так что повозиться стоит. И стоит лишний раз вспомнить и воспроизвести приемы изящного рукоделия в начале века двадцать первого, собрать по крупицам и ничего не терять из опыта наших славных предков.
Вязание, как самый распространенный вид рукоделия Сибири
Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы – различные геометрические фигуры, цветы.
Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Хлопок – волокно однолетнего растения хлопчатника, высота которого около метра. Из волокон хлопка получают пряжу различной толщины: тонкую для тканей, более толстую – для вязания. Натуральный цвет хлопка – белый, бурый, реже – розовый и голубой.
Лен – однолетнее растение. Его волокна расположены в коре стебля в виде пучков. В результате обработки получают льняное волокно. Оно прочное, малорастягивающееся и холодноватое на ощупь.
Пенька – волокно однолетнего растения конопли. Очень похоже н льняное, но не такое мягкое. Идет на изготовление парусины, шпагата, мешковины, рыболовных снастей.
Каждая хозяюшка, которая вяжет, обязательно пополняла свою коллекцию вязанными салфетками, скатертями. Скатерти, связанные крючком или спицами, очень красивы и изящны, они вносят уют и украшают нашу жизнь.
Схемы для вязаная крючком. В начале двадцатого века и ранее были приняты лишь словесные описания для узоров крючком. Практичные японцы первыми придумали выражать графически особенности приемов вязания и вместо словесного описания рисунка использовать схему. Особенно незаменимы схемы в ажурном вязании. Разучивая каждый прием вязания, нужно запоминать его обозначение, и тогда легко будет читать и воплощать в жизнь любую схему. Первые кружева имели форму узкой отделочной полосы, пришиваемой по краю одежды, вдоль застежки, по краю воротника или рукава. Слово "позумент" по-французски означает "узкая отделка". Термины, обозначающие кружева на многих языках, переводятся как "зубцы" и "заостренные наконечники", что указывает на их фестончатую форму. Вначале кружевные полосы служили обрамлением края одежды. Впоследствии стали создаваться целые кружевные изделия: накидки, шали, платочки, салфетки, которые на казенном языке производителя называются штучными изделиями. К штучным изделиям относятся также отдельные детали одежды: воротники, манжеты, вставки. В этом случае узор разрабатывается с учетом размеров и формы изделия.
Часто кружева выполняются в виде полосы из повторяющихся мотивов. В зависимости от назначения мерное кружево подразделяется на край-кружево, прошву и аграмант.
Мастерицы нашего города
Рукодельницы внесли огромное значение в развитие культуры мира. Именно они выделяют города из серого мира, создавая ручные работы. Современные рукодельницы это и молодые мамы, и опытные мастерицы, и совсем еще юные девушки, удивляющие своими произведениями. Есть среди них мастера, которые работают профессионально, в выбранном ими направлении, а есть те, чья профессиональная деятельность далека от рукоделия. Но все они любят заниматься творчеством, и эта любовь видна в каждой работе.
"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего". Но так ли много мы- подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о людях, о родословной своей семьи? Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя- надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.
|