Научно-исследовательский проект
"Цветные снежинки. Это может быть?»
Мы с ребятами из моего класса вышли на улицу когда шел снег. Мы стали рассматривать снежинки на рукавах куртки и на шапках друг у друга. Мы увидели, что все снежинки, которые мы поймали, были очень красивыми и не похожими друг на друга, одна половинка снежинки была похожа на свою вторую половинку. Снег падал на землю целыми хлопьями, покрывая всё пространство вокруг. Такое зрелище поднимало настроение и мы радовались белоснежной красоте.
Снегопад, снегопад,
длился два часа подряд!
Был увидеть каждый рад
белый сказочный наряд!
Занесло, замело,
стало все белым-бело,
словно ангела крыло
постучалось к нам в стекло!
Лепит снег детвора,
весело кричит: "Ура!"
Не кончается игра,
хоть домой давно пора!
(И. Миролюбова)
Актуальность
Всем ребятам захотелось узнать:
Где рождается снег?
Что такое снежинки? Как они образуются?
Снежинки бывают только белыми?
Мы задавали друг другу эти вопросы, но ясного ответа никто не дал. Я выяснил, что из 10 учеников нашего класса никто не смог ответить ни на один из двух вопросов. А на третий уверенно ответили «Да» - 9 человек. Это все ребята, кроме меня.
Всем было интересно наблюдать за снегом. И поэтому, возвращаясь после прогулки в класс, я набрал немного снега в ёмкость. В классе мы продолжили рассматривать снежинки через лупу. А когда они растаяли, то по краям ёмкости образовались маленькие капельки воды. И тут я придумал как доказать ребятам, что снежинки могут быть не только белыми. Но и разноцветными.
Проблема: Как сделать снежинки разноцветными?
Гипотеза
Я предположил, что если растаявшие снежинки вынести снова на мороз, то замерзнув, капли воды превратятся в снежинки. А если я покрашу эту воду гуашевыми красками, то и снежинки получатся разноцветными.
Цель моей работы – выяснить, могут ли снежинки быть разноцветными.
Задачи:
1. Найти информацию о том, что такое снежинка?
2. Выяснить, можно ли путем замораживания из капельки воды получить снежинку?
3. Провести эксперимент.
Этапы основной части исследования
1.
1. Опыт с лупой. Выяснить сколько лучей у снежинок.
2. Чтение текстов о снежинках по книге: Куколевская Г.И., Курапова И.И.
3.Работа с информацией в энциклопедии и в Интернете. Поиск ответа на вопрос “Какие существуют формы снежинок?”
2.
1.Окрашивание талой воды.
2.Замораживание.
3.Анализ результата эксперимента.
3.
1. Познакомиться с научной информацией о том, как рождаются снежинки.
2. Познакомить ребят с результатами исследования и новыми знаниями о снежинках.
“Какие существуют формы снежинок?”
Какие же формы у снежинки? Чтобы ответить на этот вопрос я несколько дней выходил на улицу и наблюдал через лупу за падающими снежинками. Они были все совершенно разные, но все шестиконечные. Я их сравнивал, но найти одинаковые, или с другим количеством лучиков не смог.
Тогда я решил поискать подтверждение своих наблюдений в энциклопедии и Интернете.
Важное открытие
В энциклопедии я прочитал, что водяные пары в морозном воздухе, поднимаясь высоко в небо с земли превращаются в ледяные кристаллики. В воздушном океане кристаллики сталкиваются друг с другом, соединяются – получается снежинка. Какой бы формы ни были снежинки – лучей в них всегда ровно шесть. Снежинка может быть только шестилучевой – таково строение кристаллов снега. Очень интересные сведения, описанные немецким астрономом Иоганном Кеплером. В своей книге «Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках» в 1611году он впервые пришел к выводу, что водяной пар при охлаждении может превращаться в шестилучевые кристаллики-снежинки. Форма снежинок похожа на кристаллы некоторых минералов.
Такие разные снежинки
Я прочитал о снежинках в книге: Куколевская Г.И., Курапова И.И. Там дано подробное и красивое описание снежинок. Мне захотелось узнать об их разнообразии форм и я занялся поиском изображений снежинок в интернете. Чтобы познакомить ребят с результатами моих поисков, некоторые картинки я разместил в фотоколлаж.
Эксперимент
Мне казалось, что теперь я всё знаю о снежинках. И поэтому настало время провести эксперимент. Конечно, мне помогали ребята.
1.Я взял талую воду, разлил по разным стаканчикам и окрасил в разные цвета при помощи гуаши.
2. Затем стаканчики вынес на мороз.
3. На другой день я ждал чуда – талая вода должна была превратиться в разноцветный снег. Но к моему удивлению я увидел разноцветный лёд.
Анализ результата эксперимента
Я решил найти объяснение результата моего эксперимента.
Я прочитал в Википедии и в энциклопедии о том, что раньше думали так, как и я, что снег-это замерзшие капельки воды. Что идет он из тех же туч, что и дождь. Но теперь я узнал, что снег никогда не родится из капелек воды. Я прочитал, что капельки воды могут стать только градинками или комочками льда. Они никогда не превращаются в снежинки. Ребятам я рассказал, что всё бывает совсем по-другому. Водяной пар поднимается высоко над землей. Вверху очень холодно, и из него образуются льдинки – кристаллики. Они очень маленькие. Но это еще не снежинки. Падая вниз, кристаллики быстро увеличиваются. Это происходит потому, что в воздухе много водяного пара, который оседает на их поверхность и замерзает. Так льдинка-кристаллик становится красивой снежинкой. Существуют тысячи видов снежинок. Основная их форма – шестиугольная. На землю они опускаются уже в виде звездочек. Если нет ветра и сильного мороза, то они сохраняют свою форму. Снежинки начинают падать из тучки тогда, когда температура воздуха ниже нуля градусов по Цельсию. Итак, снежинка — это мельчайший ледяной кристалл. Ее рождение начинается с роста маленького кристалла.
Ребята обрадовались новому открытию! А мой эксперимент мы использовали для новой идеи. Мы снова покрасили талую воду разноцветной гуашью. Наполнили ей формочки для песочницы. Вынесли их на мороз. А когда вода замерзла, то получились цветные фигурные льдинки. Это было очень красиво. Мы украсили ими дерево в нашем школьном дворе. Ледяные игрушки блестели и переливались на солнце всеми цветами радуги. Они радовали не только взрослых и детей в интернате, но и прохожих.
|