Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?
Тенденции детской моды лета 2024: что в тренде

На сайте всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0


Главная » Детские исследовательские проекты » Гуманитарные науки

Научно-исследовательский проект "Жизнь литературного произведения в искусстве и времени"

Скачать (6.29 Mb) 22.08.2017, 15:33
Автор: Козлова Софья, ученица 7 "Г" класса МБОУ "Гимназия №11" г. Бийск
Ларцева Ольга Валерьевна

Научно-исследовательский проект
"Жизнь литературного произведения в искусстве и времени"

Актуальность данного исследования заключается в том, что цикл повестей А. С. Пушкина «Повести Белкина» почти всегда был предметом дискуссий. Сегодня повести являются литературной классикой и их автор считается самым популярным писателем в России. Произведения Пушкина вызвали неоднозначное впечатление и обсуждались критиками по-разному. Его современники чаще всего давали отрицательную оценку, воспринимая лаконичный язык прозы, как упадок творческих сил А. Пушкина. Только немногие современники видели в повестях новый виток развития русской литературы. Однозначно положительно стали отзываться об этих повестях уже после окончания жизни Пушкина....

Объектом исследования является цикл повестей А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», предметом – оценка данного произведения критиками, отражение сюжета повестей деятелями разных видов искусства в своём творчестве.

Цель работы — узнать, какова жизнь «Повестей Белкина» в искусстве и времени.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Анализ критических статей, рассмотрение оценок критиков.

2. Рассмотрение произведений искусства, созданных на основе «Повестей Белкина».

Материалом для исследовательской работы послужили статьи и отзывы писателей и критиков на произведения из цикла «Повести Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», а также работы художников, деятелей театра и кино.

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использовать полученные результаты при изучении литературы на занятиях в школе.

Жизнь «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»

А. С. Пушкина в искусстве и времени

Восприятие цикла повестей А. С. Пушкина

критиками и писателями в разное время

В первой части нашего исследования мы обратимся к оценкам писателей и критиков 19 и 20 веков «Повестей Белкина».

  • об истории создания «Повести Ивана Петровича Белкина», А.С. Пушкин пишет, что истории, положившие начало каждой из повестей были услышаны автором и записаны от разных лиц. Очевидно, автор желал подчеркнуть достоверность и точность происходящих в повестях событий.

Из повестей мы узнаем о разных оттенках помещичьей жизни, а также пытаемся понять мечту А.С. Пушкина о высокой морали, о любви, о судьбах людей, не знающих социальных преград. Но также Пушкин показывает в повестях, может ли счастье быть полным, если люди относятся к разным сословиям дворянского общества.

  • А. С. Пушкина его «Повести Белкина» встретили недоуменно, прохладно и разочарованно. Появились даже мнения, что Пушкин исписался, кончился как поэт, что у него даже не хватило смелости подписать их как автор своим именем, что он скрылся за вымышленным Белкиным. В. Белинский так говорил о конце или упадке пушкинского таланта: «Он умер или, может быть, только обмер на время» [3, с.42]. В. Г. Белинский даже после смерти поэта не изменил своего мнения по поводу данного цикла и сказал, что эти повести не достойны ни таланта, ни имени Пушкина.

Однако среди современников А. С. Пушкина были те, кто высоко оценил данное произведение. Обратим внимание на высказывание Н. В. Гоголя: «Повести Белкина» с доброй улыбкой и юмором рассказали о современной Пушкину России и ее обитателях. Русская жизнь в 1830-е годы изменилась, иными стали люди, их характеры и исторический опыт. Действительность представлялась суровой и реальной, романтическим героям и иллюзиям места в ней уже не было. Но жизнь продолжалась, и рядовой человек имел право на место в ней, на личное счастье. В «Повестях Белкина» Пушкин расстается с романтизмом и лирикой своего романа в стихах, с романтиками Онегиным и Ленским и начинает писать «смиренной прозой» о простых людях реальной последекабристской России, их надеждах, любви, страданиях, разочарованиях, повседневных трагедиях, комических приключениях. Потом разговор этот был продолжен в «Медном всаднике» и «Капитанской дочке», где простые люди встречаются с историей и судьбой и проявляют свое достоинство и «простое величие»

Как мы видим, Н. В. Гоголь отмечает изменения в литературной манере А. С. Пушкина изменениями в жизни России и отмечает переход от романтизма к реализму.

Познакомимся с мнением Ф. М. Достоевского: «...Но обращусь лучше к нашей литературе: всё, что есть в ней истинно прекрасного, то всё взято из народа, начиная со смиренного, простодушного типа Белкина, созданного Пушкиным. У нас всё ведь от Пушкина...» [5 - Ф. М. Достоевский, "Собрание сочинений в 15 томах", т. 13, «II.О любви к народу», 1994 г.]

Здесь мы наблюдаем высокую оценку образу Белкина, который является ярким представителей русского народа. Смиренный, простодушный, с житейской оценкой происходящих событий.

Обратимся к оценке Л. Н. Толстого: «...Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время ... «Повести Белкина», в 7-й раз в моей жизни. Писателю надо не переставать изучать это сокровище. На меня это новое изучение произвело сильное действие...» [5 - Л. Н. Толстой - П. Д. Голохвастову, 30 марта 1873 г., Ясная Поляна].

Эту оценку Л. Н. Толстой даёт, прежде всего, как читатель. Великий писатель отмечает, что, даже читая «Повести Белкина» в седьмой раз, получаешь удовольствие и испытываешь восторг. Произведение способно произвести сильное действие на читателя, заставить его размышлять над героями, ситуациями. Л. Н. Толстой призывает снова и снова перечитывать это произведение: «...Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу — прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение».

Обратим внимание на мнение критика 20 века Всеволода Сахарова: «Автором повестей назван смиренный Белкин, но написаны они великим писателем-мыслителем. Прочитав их, Толстой был восхищен: «У великих поэтов, у Пушкина, эта гармоническая правильность распределения предметов доведена до совершенства» [2].

Сам же автор говорил: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». Работая над «Повестями Белкина», Пушкин так обозначил одну из своих главных задач: «Языку нашему надобно воли дать более (разумеется, сообразно с духом его)». И когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».

Обратим внимание на оценку «Повестей Белкина» самого автора. Такой стиль повестей А. С. Пушкин выбрал сознательно. Ему претили многословные, пошло-болтливые романы и повести, расплодившиеся во множестве в литературе XIX века.

Таким образом, мы видим, что «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина удивили писателей и критиков, привыкших видеть в Пушкине только поэта. Некоторые критики, среди которых В. Г. Белинский, не оценив простой язык повестей, негативно отзывались о них. Другие же, среди которых Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. Сахаров, были восхищены лаконичностью изложения, актуальностью описанных событий и глубиной мыслей.

 

Произведения искусства, созданные

на основе «Повестей Белкина» А. С. Пушкина

В данной части нашего исследования обратим внимание на произведения, созданные на основе сюжетов повестей, деятелей разных видов искусства: сценическая деятельность, живопись, кинематография.

  1. Сценическое искусство

По сегодняшний день можно увидеть в репертуаре театров городов нашей страны спектакли по мотивам цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», например: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Постановщиками являются: Петр Фоменко, Юрий Еремин, Альберт Михайлов и другие.

Можно сходить в музей «Дом станционного смотрителя» в деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области и познакомиться с выставкой произведений живописи художника А.Е. Златкина.

Сегодня можно взять билет на спектакль в театре имени А.С. Пушкина в г. Москве по «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина».

  1. Кинематография

По «Повестям Белкина» сняты художественные фильмы, такие как, «Второй выстрел», «Забытый долг», «Если это не любовь, то что же?», «Коллежский регистратор», Барышня-крестьянка и другие.

Н. С. Горницкая отмечает: «Об истории кинематографа вообще трудно говорить, не упоминая имени Пушкина. С 1907 по 1917 год были экранизированы (и по нескольку раз) почти все его прозаические произведения, за исключением «Гробовщика», «Истории села Горюхина», «Кирджали» и «Египетских ночей» [4].

Революция и Гражданская война мгновенно пресекла активную деятельность многочисленных частных кинокомпаний. Однако фильмы по Пушкину продолжали снимать: «то, что три кинофирмы в 1918 году обратились к «Повестям Белкина», характеризует Пушкина как некую личность, остававшуюся эталоном нравственности, культуры, чести и художественного уровня в абсолютно разрушенной стране».

Повести привлекали внимание многих деятелей кинематографа как русских, так и представителей других стран. Например, Александр Калягин, Петр Фоменко. В разные годы были созданы на основе сюжета «Повестей Белкина» такие фильмы, как «Выстрел» (1966, режиссёр Наум Трахтенберг), «Метель» (1964-1966, режиссёр Владимир Басов), «Дуня» (Dunja) (1980, Югославия, режиссёр Кресо Сидик), «Повести Белкина: Гробовщик» (1991, Петр Фоменко), «Барышня-крестьянка» (1995, режиссёр Алексей Сахаров), «Выстрел» (The shot) (2010, США. Режиссёр Эндрю Хэмер. Действие перенесено во времена Американской революции) и многие другие.

Актуальность произведений А. С. Пушкина Н. С. Горницкая объясняет так: «Приобщение кинематографа к творчеству Пушкина, создание полноценных киноинтерпретаций имеет безусловное эстетическое значение, ибо, как всякая подлинная классика, произведения Пушкина заключают бесконечное количество слоев, которые становятся досягаемыми лишь постепенно, по мере движения времени и наступающих перемен в общественной жизни» [4].

  1. Живопись

Многие картины художников, вдохновлённых сюжетом повестей, можно найти на страницах изданий, публикующих творения А. С. Пушкина.

Среди таких художников можно назвать М. Добужинского, А. Ванециана, Г. Лавренко, М. Малышева.

Обратим внимание на иллюстрации М. Добужинского по сюжетам «Станционного смотрителя», которые показывают яркие моменты повести.
Познакомимся с иллюстрациями А. Ванециана «Станционный смотритель» и «Метель», отражающими напряжённые моменты повестей.
Повестью «Барышня-крестьянка» вдохновились несколько русских художников: Г. Лавренко, М. Малышев. Г. Лавренко в графической технике изобразил встречу Лизы в образе Акулины с Алексеем. М. Малышев, используя мягкие тона зелёного, сиреневого, розового и жёлтого цветов, запечатлел трогательный момент – чтение Лизы письма Алексея с признанием в чувствах Акулине.

Подводя итог, можно сказать, что деятели разных видов искусств очень часто обращаются к «Повестям Белкина», находя там вдохновение для создания собственных произведений.

Заключение

Рассмотрев критические заметки разных литературных деятелей, мы видим, что «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина удивили писателей и критиков, привыкших видеть в Пушкине только поэта. Некоторые критики, среди которых В. Г. Белинский, не оценив простой язык повестей, негативно отзывались о них. Другие же, среди которых Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. Сахаров, были восхищены лаконичностью изложения, актуальностью описанных событий и глубиной мыслей.

Следует отметить, что жизнь литературного произведения не заканчивается последней прочитанной страницей. Она не подвержена даже временным рамкам, оставаясь наследием автора многие десятилетия.

Так жизнь замечательных «Повестей Белкина» А. С. Пушкина, её героев, ещё в середине 19 века была воссоздана на театральной сцене знаменитого Александринского театра, одним из первых в Петербурге. Замечательные актеры современных театров снова и снова оживляют Пушкинских героев на театральной сцене, которые овладевают чувствами и мыслями зрителей, и вместе с ними оживает историческая эпоха, отражённая в произведениях. Повести не подвержены времени, и многие-многие годы в 20-м и 21-м веках театральные постановки по сюжетам Пушкинских историй входят в репертуар столичных и других крупных театров. Да, действительно, судьба многих поколений связана с бессмертными произведениями таких титанов в литературе, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гоголь и других, читатели воспитаны на великих примерах эстетически и нравственно.

Пушкинские герои из «Повестей Белкина» увековечены в гравюрах М. Малышева, в книжных иллюстрациях П. П. Кончаловского, в великих художественных полотнах Г. Лавренко, А. Ванециана и других, которые заняли достойное место в Пушкинском музее и даже в Эрмитаже.

С рождением нового искусства – кино – литературные произведения живут и говорят с нами через голубые экраны телевидения, вместе с ними воссоздаётся их историческая эпоха. Так, например, сняты полнометражные фильмы: «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель» и другие. А это значит, что гениальные произведения А. С. Пушкина продолжают жить ещё и в кинолентах, снятых по сюжетам одноименных произведений. Все это говорит о том, что они и в будущем найдут дорогу к душам и сердцам людей через строки, картины, театральные постановки, экраны и научат понимать поступки героев, сочувствовать и сопереживать, понимать их эпоху, и это делает их великими и истинно бессмертными в искусстве и во времени.

 
 


Категория: Гуманитарные науки | Добавил: Весна
проект, повести, литература, Научно-исследовательский, Пушкин
Просмотров: 4993 | Загрузок: 462 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Всего комментариев: 1
1 Кузнецова Светлана Николаевна (cCveto4ka201080)   (15.10.2017 19:35) [Материал]
Хорошая работа. Проанализированно отношение к повестям Белкина как современников автора так и наших современников.
Подчёркнуто что по данному произведению сняты фильмы, ставятся спектакли и т д

Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.