Отдыхаем всей семьёй
Курсы косметолога - востребованная профессия
Зонты Doppler: идеальный выбор для защиты от погоды
Как научиться играть в большой теннис

На сайте всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Главная » Детские исследовательские проекты » Гуманитарные науки

Научно-исследовательский проект "Описание русских народных обрядов в произведениях русских писателей 19 века"

Скачать (1.36 Mb) 22.08.2017, 10:01
Автор: Водясова Полина, ученица 7 "Г" класса МБОУ "Гимназия №11" г. Бийск
Ларцева Ольга Валерьевна

Научно-исследовательский проект
"Описание русских народных обрядов  в произведениях русских писателей 19 века"

Актуальность данного исследования в настоящее время заключается в воспитании у современного русского человека патриотизма, интереса к культуре России, к национальному фольклору и русской классической литературе с опорой на обряды и обычаи русского народа.

Объектом данного исследования является произведения русских авторов 19 века: А. С. Пушкина, А. А. Фета, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя.

Предметом – особенности изображения русских обрядов в произведениях данных авторов.

Цель работы – рассмотреть, как отражаются русские обряды в произведениях русских писателей.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить произведения с описаниями русских обрядов.

2. Рассмотреть особенности изображения русских обрядов.

Материалом для исследовательской работы послужили тексты А. С. Пушкина «Евгений Онегин», А. А. Фета «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…», В. А. Жуковского «Светлана», Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» и «Ночь перед рождеством».

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использовать полученные результаты при изучении литературы на занятиях в школе.

Каждый народ имеет свою историю, свою самобытную культуру, свой язык, а также свои собственные обычаи и обряды. Культура русского народа, нам кажется, одна из самых богатых и интересных в мире.

Русские народные обряды в произведениях русских писателей 19 века

Гадание на суженого

Одно из самых известных и страшных русских святочных гаданий – это гадание на суженого.

Начнём мы рассмотрение материала с произведения А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В романе Пушкин описывает много обрядов гадания, но мы остановимся на одном – гадание на зеркале. С глубокой древности люди использовали зеркало в магических ритуалах; но они всегда боялись, что оно может украсть их душу.

А. С. Пушкин говорит о наступлении святок. Татьяна решила узнать имя суженого и стала гадать:

Татьяна на широкой двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркало наводит;

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная луна...

Чу... снег хрустит... прохожий; дева

К нему на цыпочках летит,

И голосок ее звучит

Нежней свирельного напева:

Как ваше имя? Смотрит он

И отвечает: Агафон [4].

В этом эпизоде мы видим, что, несмотря на огромное желание узнать своё будущее, Татьяна очень боится проводить магические действия, поэтому у неё и зеркало дрожит, и звук хрустящего снега её пугает. Помимо гадания на зеркале в этом отрывке мы встречаем гадание на имя суженого – надо спросить у первого встречного, как его зовут, значит, так будут звать и мужа. Но здесь А. С. Пушкин посмеивается над своей любимой героиней. Первым встречным оказывается крестьянин по имени Агафон, которым людей дворянского происхождения не называли. Следовательно, автор относится к гаданиям с улыбкой, как к развлечению.

Гадание с зеркалом описано и в произведении В. А. Жуковского «Светлана».

Светлана решила погадать на зеркале и узнать своего суженого:

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою» [3].

Она села и стала гадать. Вдруг за ее плечами кто-то, чудилось, блестит яркими глазами... Занялся от страха дух... Вдруг в ее влетает слух тихий, легкий шепот: «Я с тобой, моя краса»…

Здесь мы видим, что В. А. Жуковский, в отличие от А. С. Пушкина, описывает «страшный результат» гадания, пугая милую Светлану и заставляя читателей переживать за героиню, – перед ней предстаёт жених, которого она позвала во время гадания. Но в итоге, мистический жених оказывается всего лишь сном, и В. А. Жуковский с нежностью успокаивает кроткую Светлану и верящих в волшебство читателей:

Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу [3].

Обратим внимание на гадание в стихотворении А. А. Фета «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…».

В этом стихотворении девушка, так же как и в других произведениях, хочет узнать своего суженого с помощью гадания на зеркале:

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,

Я при свечах навела;

В два ряда свет – и таинственным трепетом

Чудно горят зеркала [3].

В этот момент ей было очень страшно, потому что за спиной не было света. Но тут лирическая героиня почувствовала:

Тяжкое что-то над шеею белою

Плавает, давит меня! [3]

На столе между свечами и в зеркале она увидела:

Ну как уставят гробами дубовыми

Весь этот ряд между свеч!

Ну как лохматый с глазами свинцовыми

Выглянет вдруг из-за плеч! [3]

Когда девушка это увидела, она сразу же стала говорить:

Суженый! золото, серебро!.. Чур меня,

Чур меня – сгинь, пропади! [3]

В стихотворении А. А. Фета «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…» мы тоже видим, что лирическая героиня, желая узнать своё будущее, испытывает страх и видит пришедшие «по её зову» мистические образы. Она боится и жалеет о своём гадании, завершая его фразой: «Чур меня!»

Проанализировав представленные выше произведения русских писателей 19 века, мы можем сказать, что гадание на суженого очень привлекает молодых девушек. Им хочется узнать свою судьбу, увидеть своего суженого. Для этого они используют разные атрибуты (зеркала, свечи) и проводят различные обряды. При этом они очень боятся столкнуться с результатом своего гадания – увидеть своего суженого. Авторы искренне посмеиваются над своими любопытными героинями, воспринимая гадания, как игру, развлечение для девушек, и пытаются своим произведением отговорить от желания узнать своё будущее с помощью магических обрядов.

Обряды народных праздников

Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. В сельской местности традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособленно друг от друга. Но многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Рассмотрим произведение Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Ночь на Ивана Купала, по мнению людей, обладает мистической властью, ведь именно в эту ночь все нечистые силы выходят для того, чтобы заманить безвинную, но требующую или материального достатка, или взаимности в любви, или просто человеческого счастья душу.

Так герой произведения Петр ради того, чтобы жениться на любимой девушке по имени Пидорка, составляет договор с Басаврюком и идет в ночь на Ивана Купала в лес для поиска сокровища. Но чтобы получить своё, он должен пролить кровь брата своей возлюбленной: «Нет, не видать тебе золота, покаместь не достанешь крови человеческой!» — сказала ведьма и подвела к нему дитя, лет шести, накрытое белою простынею, показывая знаком, чтобы он отсек ему голову. Остолбенел Петро. Малость, отрезать ни за что, ни про что человеку голову, да еще и безвинному ребенку! В сердцах, сдернул он простыню, накрывавшую его голову, и что же? Перед ним стоял Ивась» [1].

Он сначала отказывается, но потом Петр соглашается на уговор.

После этого Пётр не мог вспомнить, откуда деньги, где Иван: «Очнувшись на третий день, долго осматривал он углы своей хаты; но напрасно старался что-нибудь припомнить: память его была как карман старого скряги, из которого полушки не выманишь» [1].

Но потом перед Петром появляется дух Ивана, всем становится известно о его судьбе. Пидорка после этого убегает в монастырь: «Пидорка дала обет идти на богомолье; собрала оставшееся после отца имущество, и через несколько дней ее точно уже не было на селе. Куда ушла она, никто не мог сказать» [1].

А Пётр, за свою связь с нечистью рассчитывается сполна: ни любви, ни богатства, ни жизни.

Особенность славянского человека, изображённая Н. В. Гоголем – вера людей в мистическую силу духов в ночь перед Иваном Купала. Желающие пытались найти клад или цветущий, по мнению большинства, только в эту ночь папоротник, хотя он не цветёт вообще.

В этом произведении Н. В. Гоголь показывает, что лучше все блага зарабатывать честным трудом, а не связываться, как это показано в произведении с нечистой силой, потому как от этого добра не будет. В реальном мире все происходит также, если ты стремишься, к чему-нибудь и получаешь желаемое с помощью обмана, то через время ты не только его можешь лишиться, но еще и пострадать.

Обратим внимание на произведение Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством».

В повести описан Сочельник – вечер накануне Рождества. Ночи перед Рождеством приписывается способность наделять обычные предметы волшебной силой. Кроме того, считалось, что в этот вечер с наибольшей полнотой проявляет себя всякая нечистая сила. Неслучайно и Гоголь изображает именно в эту ночь появление ведьмы и черта на небе, кражу чертом месяца.

С давних пор Рождество сопровождалось различными народными обрядами, такими как гадания, колядование. Люди верили, что если в этот вечер загадать желание, то оно непременно сбудется. В каждой семье накрывался праздничный стол, где всегда присутствовала кутья – знак богатого урожая, а также рыба, борщ, вареники, всевозможные пироги.

В повести «Ночь перед Рождеством» мы видим молодых парней и девушек, которые ходят с колядками из дома в дом: «Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие» [2].

Колядки представляют собой веселые песни, шутки, пожелания счастья и благополучия хозяевам дома. В награду из окон, то и дело, высовывается рука хозяйки «с колбасою в руках или куском пирога».

Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника. Повесть «Ночь перед Рождеством» позволяет лучше узнать народные традиции, весь уклад жизни крестьянства.

Рассмотрев произведения Н. В. Гоголя, мы можем сказать, что он прекрасно знал славянские обряды, обычаи и мировосприятие людей, верящих в существование ведьм, чертей и другой нечести, которые становятся активными и поэтому особенно опасными в ночь перед тем или иным праздником (Рождество, праздник Ивана Купалы).

Заключение

Все обряды очень красочно описаны в произведениях русских писателей 19 века. Я узнала благодаря этим произведения, как проводились обряды и чем они могли закончиться. Каждый обряд по-своему уникален и отличается от других. Мне кажется, каждый россиянин должен знать хотя бы несколько русских обрядов, ведь они очень интересны и помогают понять душу русского человека.

Проанализировав произведения А. С. Пушкина, В. А. Жуковского и А. А. Фета, мы можем сказать, что гадание на суженого очень привлекает молодых девушек. Им хочется узнать свою судьбу, увидеть своего суженого. Для этого героини используют разные атрибуты (зеркала, свечи) и проводят различные обряды. Следует отметить, что желая узнать своё будущее, они очень боятся столкнуться с результатом своего гадания – увидеть своего суженого.

А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» искренне посмеивается над своей любопытной Татьяной, воспринимая гадания, как игру, развлечение для девушек, но, в то же время, не позволяя ей провести обряды до конца.

В. А. Жуковский в балладе «Светлана» пугает результатом гадания своей кроткой героини её и читателей, переживающих за судьбу милой девушки.

А. А. Фет пытается своим стихотворением отговорить от желания узнать своё будущее с помощью магических обрядов, передавая переживания лирической героини, которая нам сама и повествует обо всём, завершая описание гадания на суженого словами: «Чур меня!»

Н. В. Гоголь прекрасно знает особенности народных праздников, обрядов и мировосприятия славянского человека. Писатель ярко и легко знакомит читателей с колядками, изображает непоколебимую веру человека в разные мистические существа.

Мне понравилось рассматривать изображение русских обрядов в произведениях, и я думаю, что продолжу это делать, ведь узнавать новое – это всегда полезно.

 
 
 


Категория: Гуманитарные науки | Добавил: Весна
проект, образ, Русский, Обряд, литература, Научно-исследовательский, писатели
Просмотров: 8468 | Загрузок: 426 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 0.0/0 |

0

Всего комментариев: 1
1 Кузнецова Светлана Николаевна (cCveto4ka201080)   (15.10.2017 19:30) [Материал]
Прочитала работу как хорошую сказку!!!!
Так легко и захватывающе написано. Мало в России найдется и современных девушек кто не разу в жизни не пробовал гадать особенно на суженного

Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



IX Всероссийский творческий конкурс "Весенний марафон"
IV Всероссийский творческий конкурс "Опять весна, опять цветы!"
X Всероссийский творческий конкурс "Таинственный космос"
V Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
VI Всероссийский творческий конкурс "Цветы полей, лугов, садов..."
XI Всероссийский творческий конкурс "Моё любимое животное"
X Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества"
XXI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическое открытие"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 20.04.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.