Спортивное питание для наращивания мышечной массы: что нужно знать
Обустраиваем офис грамотно
Хочу детскую площадку. Как выбрать?
Тенденции детской моды лета 2024: что в тренде

На сайте всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0


Главная » Детские исследовательские проекты » Искусствознание

Научно-исследовательский проект "ЭтноМода – голос Республики Коми"

Скачать (2.19 Mb) 03.02.2016, 19:43
Автор: Иванова Виталия, ученица 9 В класса МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкар
Трухина Зинаида Юрьевна
учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкар

Научно-исследовательский проект
"ЭтноМода – голос Республики Коми"

 

Этномода в наше время важна так же, как история и память.
Как-то я нашла у своей мамы журнал «Финноугория. Этнический комфорт», где предложена коллекция «Узоры Пармы» Театра мод «Созвездие». В коллекциях бросается в глаза гротеск, избыточность, театральность. Сами фактуры тканей, орнаменты и декоративность отделки говорят о том, что источником вдохновения послужили коми народные костюмы.
Я выбрала эту тему потому, что меня заинтересовало, как же наши дизайнеры одежды трансформируют элементы коми стиля в современном костюме. Я считаю, что выбранная мною тема важна, потому что наше поколение мало интересуется народным искусством, хотя мы с детства воспринимаем в окружающем мире национальный колорит.
Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества. Возрождение, сохранение и развитие народных традиций - одна из актуальных задач, выдвинутая нашим обществом. Глубинная преемственность культурных традиций и современности возникнет только тогда, когда человек начнет осваивать традиции с самого малого возраста. Поэтому нужно уже в детских садах формировать в детях уважительное отношение к национальной культуре и развивать интерес к познанию культуры, традиций и искусства. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство коми народа.

Актуальность темы:
Проблема мной видится в том, что люди перестали быть носителями своей самобытной культуры. Во всех городах (будь то на юге или на севере) люди одеваются одинаково, а ведь могли бы проявлять самобытность своей республики и использовать в декорировании изделий, предметов быта, одежды орнаментальные мотивы, которые использовали наши предки много веков и которые отличали их от других народов.
Меня очень впечатлили сайты по этномоде. Этот стиль невозможно ограничить каким-либо списком предпочтительных изделий – их число безгранично! У каждого народа, живущего на планете, есть особенности в костюме: орнаментальные узоры, необычные цветовые сочетания, элементы костюма особого покроя, уникальные виды одежды и др. Отсюда возник интерес к изучению этномоды в Республике Коми и возможность использования в современное время.

Гипотеза:
Национальные орнаментальные мотивы в оформлении одежды актуальны и востребованы в современном обществе.

Цель исследования - изучить историю коми народа на основе изучения традиционной одежды народа коми, научиться самой изготовлять эскизы простейших изделий в современном стиле с этнофутуристическими элементами.

Задачи:
Проанализировать этнографическую литературу по заявленной теме, и раскрыть орнаментальные мотивы в оформлении традиционной одежды народа коми;
Рассмотреть декор в изделиях народа коми;
Проанализировать использование орнаментальных мотивов в современной одежде и сделать эскизы;
Диагностировать знания у учащихся 9 классов МАОУ «Гимназия №1» о самобытности народа коми и желание использовать этно стиль в современном обществе. 
 
Методы исследования:
Теоретическое исследование:

Выборка и анализ информации из печатных и медийных источников;
Определение технологии внедрения этно стиля в современном обществе.
Исследовательский:
Анкетирование учащихся 9- х классов МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара;
Изготовление эскизов костюмов с элементами этно стиля. 
Объект исследования: современная одежда в этно стиле.

Сроки исследования: октябрь 2015 г. – январь 2016 г.
 
Неотъемлемое достояние культуры народа коми

Традиционная одежда народа коми.
Фольклор коми - сказания и легенды, сказки и песни, пословицы поговорки - дает представление об основных этических и моральных норм народа. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.
Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев.
Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра) без нагрудника с вышивкой и кружевами. Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба.
Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами, платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка).
Мужская одежда состояла из холщовой рубахи-косоворотки навыпуск, подпоясанной ремнем, холщовых штанов, заправленных в сапоги или узорные чулки (сера чувки). Верхней одеждой служили кафтан, зипуны (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой - овчинные шубы (пась, кузьпась), полушубки (дженьыдпась).
Мужская и женская обувь мало отличались: почти повсеместно носили коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Коты (кoтi, уледи) надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы и тобоки, заимствованные у ненцев.

Орнаменты народа коми.
Для народного изобразительного искусства коми наиболее характерной формой декорирования является орнамент - узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов.
В традиционном быту у коми орнаментом украшалась деревянная утварь, орудия труда, мебель, постройки, одежда. Орнамент коми чрезвычайно разнообразен по техническому воплощению: вязание, ткачество, тиснение на ткани, бересте, глине, коже, резьба по дереву и кости, роспись по дереву.
Преимущественное распространение в традиционном ис­кусстве коми получил геометрический орнамент, который характерен для всех видов техники исполнения орнамента. В зависимости от мотивов выделяется несколько групп геометрического орнамента коми:
1. Узоры из простых геометрических мотивов-точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, диагональ­ных линий, треугольников - представлены в большинстве видов техники.
2. Узоры в поперечную и продольную полоску, узоры из комбинированных квадратов, прямоугольников и ступенча­тых ромбов характерны для вязания на спицах, резных изделий и меховой мозаики.
3. В текстиле коми самыми многочисленными и разно­образными являются диагонально-геометрические узоры.
Большинство диагонально-геометрического орнамента, по мнению Л. С. Грибовой, развилось на территории коми из знаков собственности - пасов, которые первоначально наносились на глиняные, берестяные и дере­вянные изделия, а впоследствии воспроизводились и в тек­стильном орнаменте коми.
Растительные и орнитоморфные орнаментальные мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах у ижемских, верхневычегодских, вымских и удорскихкоми. На полотенцах нередко сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры. Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным (цветочным) орнаментом.
Расти­тельные и орнитоморфные мотивы орнамента характерны и для набойки-домотканого холста, покрытого узором с помощью специальных набивочных досок. Из набивной ткани коми шили преимущественно сарафаны.
Основываясь на народной терминологии различных эле­ментов коми орнамента, Л. С. Грибова рассматривает неко­торые диагонально-геометрические мотивы, как стилизо­ванные изображения реальной действительности. Исследова­тель выделяет несколько основных групп названий орнамента коми, которые соотносятся:
с названиями орудий труда и различных предметов (пила пинь - зубья пилы, матка сер - компас, домас сер - узор-заплата, перна - крест и др.);
с представителями животного мира (сюр сер-рог, кöрсюр - олений рог, вöв юр - лошадиная голова, мöссин - коровий глаз, черань - паук и др.);
с различными растениями (коз сер - елочный узор, дзоридз - цветок, пыштусь - конопляное зернышко) и не­которые другие группы.В то же время Л. С. Грибова подчеркивает, что неразрыв­ной связи между орнаментальными мотивами и их названия­ми не существует - в разных районах республики один и тот же мотив называется по-разному. Вероятно, местные назва­ния орнаментальных мотивов были результатом позднейшего осмысления геометрических узоров.
В исследованиях Н. Д. Конакова по символике уральского язычества предложен еще один подход в решении вопроса о происхождении и смысловом содержании традиционного орнамента коми. По мнению Н. Д. Конакова, в геометрическом орнаменте коми выявляется солярно-календарная символика, универсальная для традиционного искусства многих народов Северной Евразии. В соответствии с этой гипотезой различ­ные мотивы диагонально-геометрического орнамента пред­ставляют собой графические схемы (символы) соответствую­щих годичных сезонов. Не исключено, что посредством именно такого “орнаментального ключа” могли обозначаться половозрастные признаки на одежде.
В орнаменте женской одежды встречается «половинка ошейника»восходящее солнце, пожелание благополучия в делах и любых начинаниях.
«Зубья пилы» или домики символизируют единство людей в быту и работе, пожелание успеха в делах.

Этнофутуризм как феномен культуры.
Новые формы бытия возникают из потребностей и нужд, а не из
идеальных требований или одних лишь желаний... Это наша собственная душа, трудится над созданием новых духовных форм…
К.Г.Юнг. Проблемы души современного человека.
Народный костюм вышел из употребления почти у всех Финно-Угорских групп. В настоящее время его можно встретить на традиционных коми праздниках или в художественно - самодеятельных коллективах. Несмотря на это некоторые его элементы можно встретить в современной одежде и аксессуарах. В основном это отделка изделий элементами коми орнамента или вышивки.
Культурологическое изучение проблем современного состояния этносов становится сегодня все более актуальным.Привычным стало понимание этнофутуризма как художественного явления конца ХХ – начала XXI вв., представляющего собой литературно-художественное направление (К. Юлле, В.Л. Шибанов) или как творческого метода, базирующегося на совмещении традиции и новации (Э.М. Колчева). В связи с этим столь же обыденным стало исключительно искусствоведческое толкование данного феномена.
На мой взгляд, этнофутуризм следует видеть шире – как специфическое идейно-мировоззренческое образование, основанное на принципе борьбы и единства противоположных начал – этноархаики и новаций информационного общества.
Этнофутуристический стиль в одежде, или как его еще называют «этнический стиль», появился в 60-е годы XX века. История его возникновения очень интересна и строится на бунтарстве и противопоставлении.
Вообще, слово «этнос» в переводе с греческого языка означает «народ», поэтому мы имеет полное право называть этот стиль национальным. Внутри этно-стиля сосуществует множество направлений в одежде, которые по праву можно считать самостоятельными. Ведь сколько бы не было народов на планете, живущих сейчас, либо существовавших давно, у каждого из них был свой неповторимый стиль, что отражалось на предметах гардероба и быта. Чаще всего перенимается принт – яркий, колоритный и неповторимый. Однако и формы отдельной одежды заимствуются и адаптируются под современные тенденции.
 
Использование этнофутуризма в современном обществе.
В современном мире осталось мало мастеров в народно-прикладном искусстве. Но всё равно можно найти островки, где по-прежнему живёт коми орнамент.
Выставки работ устраиваются в Национальной галерее РК под названием «Мастер года». Ежегодно на празднованиях Дней Республики Коми проходят ярмарки-продажи «Зарни кияс» (золотые руки), где люди могут купить современные изделия народно-прикладного искусства, одежду, пимы, а заодно и поучиться у мастеров изготавливать предметы различными техниками (плетение, вязание, резьба). 
В Сыктывкаре есть несколько магазинов, где постоянно имеются в продаже предметы быта, одежда, сувениры, выполненные в коми национальном стиле. По заказу там могут связать и сшить любую вещь. 
В селе Ижма, городе Инта есть промышленные предприятия, на которых выращивают оленей, а потом шьют из шкур красивые пимы, сувениры, сумки и т.п. и декорируют их орнаментами.
В качестве украшения на женских пимах используется аппликация, выскабливание или раскрашивание. Очень часто встречаются женские пимы с ромбовидным узором, который носит название «телячьи рожки» или «головешки». Полоски из сукна и меха, которыми украшают пимы носят не только эстетический и декоративный характер, но и обозначают определенные запреты.




Категория: Искусствознание | Добавил: Весна
Коми, Научно-исследовательский, орнамент, мода, проект
Просмотров: 4696 | Загрузок: 504 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 4.4/5 |

0

Всего комментариев: 1
1 Гурьева Евгения Валентиновна (Goluboglazk59)   (27.03.2016 19:13) [Материал]
Получила удовольствие, прочитав данную работу. Чувствуется заинтересованность автора. Исследование интересное, уникальное, я подобного рода работы в своей практике не встречала. Работа выстроена логически, присутствуют все элементы исследования. Но хочется отметить минус, который я увидела: в тексте присутствуют орфографические и пунктуационные ошибки, но я уверена, что автор обязательно их исправит))) Автору удачи! Благодарность педагогу, что поддерживает своих талантливых учеников!

Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XIX Всероссийский творческий конкурс "Летние недельки"
V Всероссийский творческий конкурс "Краски лета"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Бабочка-красавица"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветы небывалой красоты"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
VI Всероссийский творческий конкурс "Земля. Природа. Будущее"
IX Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Мой педагогический успех"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 16.07.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.