Научно-исследовательский проект
"ЭтноМода – голос Республики Коми"
Этномода в наше время важна так же, как история и память.
Как-то я нашла у своей мамы журнал «Финноугория. Этнический комфорт», где предложена коллекция «Узоры Пармы» Театра мод «Созвездие». В коллекциях бросается в глаза гротеск, избыточность, театральность. Сами фактуры тканей, орнаменты и декоративность отделки говорят о том, что источником вдохновения послужили коми народные костюмы.
Я выбрала эту тему потому, что меня заинтересовало, как же наши дизайнеры одежды трансформируют элементы коми стиля в современном костюме. Я считаю, что выбранная мною тема важна, потому что наше поколение мало интересуется народным искусством, хотя мы с детства воспринимаем в окружающем мире национальный колорит.
Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества. Возрождение, сохранение и развитие народных традиций - одна из актуальных задач, выдвинутая нашим обществом. Глубинная преемственность культурных традиций и современности возникнет только тогда, когда человек начнет осваивать традиции с самого малого возраста. Поэтому нужно уже в детских садах формировать в детях уважительное отношение к национальной культуре и развивать интерес к познанию культуры, традиций и искусства. Наша задача состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство коми народа.
Актуальность темы:
Проблема мной видится в том, что люди перестали быть носителями своей самобытной культуры. Во всех городах (будь то на юге или на севере) люди одеваются одинаково, а ведь могли бы проявлять самобытность своей республики и использовать в декорировании изделий, предметов быта, одежды орнаментальные мотивы, которые использовали наши предки много веков и которые отличали их от других народов.
Меня очень впечатлили сайты по этномоде. Этот стиль невозможно ограничить каким-либо списком предпочтительных изделий – их число безгранично! У каждого народа, живущего на планете, есть особенности в костюме: орнаментальные узоры, необычные цветовые сочетания, элементы костюма особого покроя, уникальные виды одежды и др. Отсюда возник интерес к изучению этномоды в Республике Коми и возможность использования в современное время.
Гипотеза:
Национальные орнаментальные мотивы в оформлении одежды актуальны и востребованы в современном обществе.
Цель исследования - изучить историю коми народа на основе изучения традиционной одежды народа коми, научиться самой изготовлять эскизы простейших изделий в современном стиле с этнофутуристическими элементами.
Задачи:
Проанализировать этнографическую литературу по заявленной теме, и раскрыть орнаментальные мотивы в оформлении традиционной одежды народа коми;
Рассмотреть декор в изделиях народа коми;
Проанализировать использование орнаментальных мотивов в современной одежде и сделать эскизы;
Диагностировать знания у учащихся 9 классов МАОУ «Гимназия №1» о самобытности народа коми и желание использовать этно стиль в современном обществе.
Методы исследования:
Теоретическое исследование:
Выборка и анализ информации из печатных и медийных источников;
Определение технологии внедрения этно стиля в современном обществе.
Исследовательский:
Анкетирование учащихся 9- х классов МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара;
Изготовление эскизов костюмов с элементами этно стиля.
Объект исследования: современная одежда в этно стиле.
Сроки исследования: октябрь 2015 г. – январь 2016 г.
Неотъемлемое достояние культуры народа коми
Традиционная одежда народа коми.
Фольклор коми - сказания и легенды, сказки и песни, пословицы поговорки - дает представление об основных этических и моральных норм народа. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.
Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев.
Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра) без нагрудника с вышивкой и кружевами. Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба.
Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами, платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка).
Мужская одежда состояла из холщовой рубахи-косоворотки навыпуск, подпоясанной ремнем, холщовых штанов, заправленных в сапоги или узорные чулки (сера чувки). Верхней одеждой служили кафтан, зипуны (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой - овчинные шубы (пась, кузьпась), полушубки (дженьыдпась).
Мужская и женская обувь мало отличались: почти повсеместно носили коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Коты (кoтi, уледи) надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы и тобоки, заимствованные у ненцев.
Орнаменты народа коми.
Для народного изобразительного искусства коми наиболее характерной формой декорирования является орнамент - узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов.
В традиционном быту у коми орнаментом украшалась деревянная утварь, орудия труда, мебель, постройки, одежда. Орнамент коми чрезвычайно разнообразен по техническому воплощению: вязание, ткачество, тиснение на ткани, бересте, глине, коже, резьба по дереву и кости, роспись по дереву.
Преимущественное распространение в традиционном искусстве коми получил геометрический орнамент, который характерен для всех видов техники исполнения орнамента. В зависимости от мотивов выделяется несколько групп геометрического орнамента коми:
1. Узоры из простых геометрических мотивов-точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, диагональных линий, треугольников - представлены в большинстве видов техники.
2. Узоры в поперечную и продольную полоску, узоры из комбинированных квадратов, прямоугольников и ступенчатых ромбов характерны для вязания на спицах, резных изделий и меховой мозаики.
3. В текстиле коми самыми многочисленными и разнообразными являются диагонально-геометрические узоры.
Большинство диагонально-геометрического орнамента, по мнению Л. С. Грибовой, развилось на территории коми из знаков собственности - пасов, которые первоначально наносились на глиняные, берестяные и деревянные изделия, а впоследствии воспроизводились и в текстильном орнаменте коми.
Растительные и орнитоморфные орнаментальные мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах у ижемских, верхневычегодских, вымских и удорскихкоми. На полотенцах нередко сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры. Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным (цветочным) орнаментом.
Растительные и орнитоморфные мотивы орнамента характерны и для набойки-домотканого холста, покрытого узором с помощью специальных набивочных досок. Из набивной ткани коми шили преимущественно сарафаны.
Основываясь на народной терминологии различных элементов коми орнамента, Л. С. Грибова рассматривает некоторые диагонально-геометрические мотивы, как стилизованные изображения реальной действительности. Исследователь выделяет несколько основных групп названий орнамента коми, которые соотносятся:
с названиями орудий труда и различных предметов (пила пинь - зубья пилы, матка сер - компас, домас сер - узор-заплата, перна - крест и др.);
с представителями животного мира (сюр сер-рог, кöрсюр - олений рог, вöв юр - лошадиная голова, мöссин - коровий глаз, черань - паук и др.);
с различными растениями (коз сер - елочный узор, дзоридз - цветок, пыштусь - конопляное зернышко) и некоторые другие группы.В то же время Л. С. Грибова подчеркивает, что неразрывной связи между орнаментальными мотивами и их названиями не существует - в разных районах республики один и тот же мотив называется по-разному. Вероятно, местные названия орнаментальных мотивов были результатом позднейшего осмысления геометрических узоров.
В исследованиях Н. Д. Конакова по символике уральского язычества предложен еще один подход в решении вопроса о происхождении и смысловом содержании традиционного орнамента коми. По мнению Н. Д. Конакова, в геометрическом орнаменте коми выявляется солярно-календарная символика, универсальная для традиционного искусства многих народов Северной Евразии. В соответствии с этой гипотезой различные мотивы диагонально-геометрического орнамента представляют собой графические схемы (символы) соответствующих годичных сезонов. Не исключено, что посредством именно такого “орнаментального ключа” могли обозначаться половозрастные признаки на одежде.
В орнаменте женской одежды встречается «половинка ошейника»восходящее солнце, пожелание благополучия в делах и любых начинаниях.
«Зубья пилы» или домики символизируют единство людей в быту и работе, пожелание успеха в делах.
Этнофутуризм как феномен культуры.
Новые формы бытия возникают из потребностей и нужд, а не из
идеальных требований или одних лишь желаний... Это наша собственная душа, трудится над созданием новых духовных форм…
К.Г.Юнг. Проблемы души современного человека.
Народный костюм вышел из употребления почти у всех Финно-Угорских групп. В настоящее время его можно встретить на традиционных коми праздниках или в художественно - самодеятельных коллективах. Несмотря на это некоторые его элементы можно встретить в современной одежде и аксессуарах. В основном это отделка изделий элементами коми орнамента или вышивки.
Культурологическое изучение проблем современного состояния этносов становится сегодня все более актуальным.Привычным стало понимание этнофутуризма как художественного явления конца ХХ – начала XXI вв., представляющего собой литературно-художественное направление (К. Юлле, В.Л. Шибанов) или как творческого метода, базирующегося на совмещении традиции и новации (Э.М. Колчева). В связи с этим столь же обыденным стало исключительно искусствоведческое толкование данного феномена.
На мой взгляд, этнофутуризм следует видеть шире – как специфическое идейно-мировоззренческое образование, основанное на принципе борьбы и единства противоположных начал – этноархаики и новаций информационного общества.
Этнофутуристический стиль в одежде, или как его еще называют «этнический стиль», появился в 60-е годы XX века. История его возникновения очень интересна и строится на бунтарстве и противопоставлении.
Вообще, слово «этнос» в переводе с греческого языка означает «народ», поэтому мы имеет полное право называть этот стиль национальным. Внутри этно-стиля сосуществует множество направлений в одежде, которые по праву можно считать самостоятельными. Ведь сколько бы не было народов на планете, живущих сейчас, либо существовавших давно, у каждого из них был свой неповторимый стиль, что отражалось на предметах гардероба и быта. Чаще всего перенимается принт – яркий, колоритный и неповторимый. Однако и формы отдельной одежды заимствуются и адаптируются под современные тенденции.
Использование этнофутуризма в современном обществе.
В современном мире осталось мало мастеров в народно-прикладном искусстве. Но всё равно можно найти островки, где по-прежнему живёт коми орнамент.
Выставки работ устраиваются в Национальной галерее РК под названием «Мастер года». Ежегодно на празднованиях Дней Республики Коми проходят ярмарки-продажи «Зарни кияс» (золотые руки), где люди могут купить современные изделия народно-прикладного искусства, одежду, пимы, а заодно и поучиться у мастеров изготавливать предметы различными техниками (плетение, вязание, резьба).
В Сыктывкаре есть несколько магазинов, где постоянно имеются в продаже предметы быта, одежда, сувениры, выполненные в коми национальном стиле. По заказу там могут связать и сшить любую вещь.
В селе Ижма, городе Инта есть промышленные предприятия, на которых выращивают оленей, а потом шьют из шкур красивые пимы, сувениры, сумки и т.п. и декорируют их орнаментами.
В качестве украшения на женских пимах используется аппликация, выскабливание или раскрашивание. Очень часто встречаются женские пимы с ромбовидным узором, который носит название «телячьи рожки» или «головешки». Полоски из сукна и меха, которыми украшают пимы носят не только эстетический и декоративный характер, но и обозначают определенные запреты.
|