Подарки от Деда Мороза: как организовать сюрприз для детей на празднике
О пользе аренды
Отмечаем Новый год нестандартно
Как выбрать идеальную цветовую палитру для дома

На сайте всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0


Главная » Детские исследовательские проекты » Искусствознание

Научно-исследовательский проект "Искусство фотопортрета"

Скачать (4.86 Mb) 16.03.2016, 17:39
Автор: Курков Еремей, ученик 3А класса МБОУ "СОШ №3" г.Краснотурьинск
Бархатова Наталья Николаевна
учитель начальных классов МБОУ "СОШ №3" г.Краснотурьинск

Научно-исследовательский проект
"Искусство фотопортрета"

Я помню день, когда мама купила и принесла цифровой фотоаппарат. Мы стали друг друга фотографировать. Мама оставила только несколько своих фотографий, остальные стёрла: ей показалось, что на них она выглядит старой и некрасивой. А про некоторые снимки она радостно сказала: "Отлично, как десять лет назад". И некоторые мои снимки она стёрла, сказала, что я на них какой-то перекошенный. Бабушка и дедушка тоже были довольны не всеми фотографиями.
Мне стало интересно: почему так происходит, что на некоторых снимках люди выглядят красиво, молодыми, постройневшими, весёлыми, а на некоторых старше и полнее, чем есть на самом деле. Ведь все эти фотографии мы делали в одно время, с разницей в несколько минут.
Я подумал, что надо научиться делать такие фотографии, чтоб тот, кого фотографируют, был доволен снимком и не огорчался. То есть, надо разобраться, как же делают красивые фотографии людей.
Так определилась тема моего исследования: "Искусство фотопортрета".

Цель: изучить правила съёмки портрета.

Задачи:
1)познакомиться с историей возникновения
 и видами фотопортрета;
2) выяснить, что такое настоящий фотопортрет;
3) посетить мастер- класс профессионала;
4) определить опытным путём современные возможности обработки
фотопортрета;
5) провести опрос среди участников фотосессии у профессионала;
6) принять участие в конкурсе фотопортретов.

Гипотеза: чтобы сделать хороший фотопортрет, необходимо знать определённые правила.

В своей работе я использовал такие методы исследования: сбор и обработка информации, беседа, опрос,  анализ, эксперимент.

История фотопортрета
История фотопортрета непосредственным образом связана с историей зарождения фотографии. Еще великий Леонардо набросал чертеж камеры-обскуры, хотя принцип ее действия стал известен намного раньше. Однако никто не может безошибочно назвать имя первого конструктора этого устройства. Изобретение становится реальностью, когда гениальная догадка счастливо совпадает с назревшими потребностями времени.
В экспериментах не было недостатка. Удачливее других оказался француз Нисефор Ньепс. Он подметил свойство некоторых химических элементов чернеть на свету. В 1822 году ему удалось получить на стекле, покрытом битумом, гелиографическую копию с гравюры папы Пия VII – первый случай создания фотопортрета в истории.
Другой соотечественник Ньепса — Луи Дагер сконструировал фотокамеру и предложил более совершенный способ закрепления изображений на светочувствительном слое. В истории фотопортрета этот способ, названный его именем — дагерротипией, сразу получил практическое применение.
Заседание Парижской академии наук 19 августа 1839 года ознаменовало собой акт официального признания выдающегося открытия. Для дальнейшего развития истории фотопортрета создание светописи имело такое значение, которое трудно переоценить. Это событие часто приравнивают даже к изобретению книгопечатания.
С момента зарождения фотографии в истории фотопортрета не утихали споры о том, искусство ли это? Некоторые современники даже сомневались в пользе изобретения. Новому способу создания изображения предсказывали, в лучшем случае, скромную роль прикладного технического средства. О каком-либо художественном воспроизведении натуры никто не помышлял. История фотопортрета полна примеров оценки притязаний подобного рода, как профанации искусства.
Наиболее рьяные противники «механического изображения» особенно недопустимой считали съемку людей, что, как считают некоторые специалисты, отрицательно сказалось на развитии истории фотопортрета. Они видели в этом чуть ли не богохульство. Не успело последовать официальное признание изобретения Дагера, как в том же 1839 году немецкая газета «Лейпцигер Анцейгер» разразилась гневным осуждением: «Желание фиксировать беглые отображения граничит с кощунством. Бог создал человека по своему подобию, и никакой человеческий аппарат не может зафиксировать изображение подобия бога; бог должен был бы изменить своим вечным принципам, чтобы позволить какому-то французу из Парижа бросить в мир такую дьявольскую выдумку».
История фотопортрета в России также полна голосов осуждения. Критики милостиво оставляли светописи съемку мертвой натуры, но тоже возражали против изображения человека. «Что касается до снимка портретов посредством дагерротипа, — резюмировала одна газета, — то нам это кажется бесполезным».
У первых дагерротипов, несомненно, было много недостатков. Съемку живой натуры — человека — затрудняла слабая светочувствительность фотоматериалов и примитивная оптика. Однако в 1841 году, то есть через два года после изобретения дагерротипии, венгерский ученый И. Петцваль рассчитал достаточно коррегированный портретный объектив, что дало мощный толчок в развитии истории фотопортрета.
Из первых снимков в истории фотопортрета, исполненных самим Дагером, дошел до нас портрет лондонского инженера Эндрью Шанкса. Сеанс проводился на ярком солнце, и все же выдержка продолжалась около часа.
В сентябре 1839 года в Мюнхенском союзе искусств профессор Штейнгель впервые показал два фотопортрета, полученные им по способу Дагера. А в следующем году газета «Гамбургский корреспондент» уже писала о «выставке фотографических портретов художника Изеринга». В истории фотопортрета с именем этого художника связано первое в Германии съемочное ателье, открытое в 1841 году.
История фотопортрета в России тоже не отставала. Судя по датам, Россия даже опередила немцев. Газета «Московские ведомости» за 1840 год (№51) уведомляла об открытии А. Ф. Грековым «художественного кабинета». Пытливый русский умелец предлагал обзавестись фотопортретами «величиной в обыкновенную золотую табакерку». Упоминание о табакерке имело свой смысл. В нем таился косвенный намек на соревнование с художниками-миниатюристами. В истории фотопортрета на смену их монополии шел технический способ изображения, еще не ставший искусством, но уже искавший потребителя.
Постепенно примирялись с дагерротипией и ее вчерашние противники. Они сами уже не отказывались от услуг фотографов. Известный французский художник-карикатурист О. Домье, вначале яростно выступавший против светописи, покорно встает перед аппаратом Надара, а по другому дагерротипу того же мастера сам пишет портрет композитора Берлиоза.
Охотно позирует фотографам и Бальзак. В истории фотопортрета существует дагерротип, на котором писатель изображен одетым по-домашнему (в сорочке). Очевидец свидетельствовал: «Сходство и выражение не оставляют желать ничего лучшего».
Другой знаменитый в истории фотопортрета француз — поэт, историк и политический деятель А. Ламартин, называвший светопись «бессовестным шарлатанством», через двадцать лет изменил свое мнение. В 1859 году он письменно заявил: «Фотография — это фотография... Мы не говорим больше, что это ремесло, это искусство».
А в 1878 году случилось событие, которое в истории фотопортрета стало знаковым — в садах Ватикана сфотографировался со своей свитой сам папа Лев XIII. Свои впечатления о результатах он излил латинскими стихами. В них воспевалось «новое изображение природы, которое не может быть выявлено более совершенно, даже рукой самого Аппеллеса...».
Итак, анафема сменилась панегириками...
Увлечения фотографией в истории фотопортрета не избежали многие выдающиеся люди и в том числе писатели (Эмиль Золя, Виктор Гюго). Страстным фотографом в России был Леонид Андреев, занимавшийся цветной съемкой (его работы экспонировались на выставках, а фотопортрет сына Вадима был опубликован в журнале).
С некоторым опозданием, но зато вернее и глубже других, почувствовали и оценили возможности светописи мастера пространственных искусств. История фотопортрета в Росси непосредственно связана с именем такого выдающегося деятеля русской культуры, как В. В. Стасов. Связанный дружескими узами с передвижниками, он настойчиво призывал их к верному пониманию фотографии и к признанию ее искусством. Уже в первых дагерротипах он разглядел такие достоинства изображения, как «строгость совершенного контура, чудную постепенность светов и теней».
С большим уважением к фотографии относился Илья Ефимович Репин. По словам Корнея Чуковского, великий русский художник предвидел те огромные возможности, которые в ней таятся. Илья Ефимович любил рассказывать друзьям, что композицию своей знаменитой картины «Государственный совет» он открыл благодаря любительским снимкам, сделанным в 1899 году его женой Натальей Борисовной Нордман-Северовой. (Н. Нордман была активным фотолюбителем и часто выступала на фотографических выставках). Один из персонажей этой картины — министр внутренних дел Д. С. Сипягин — написан целиком по фотоснимку. Академик живописи И. С. Куликов, помогавший своему учителю в работе над полотном, пишет: «Эскиз Репин делал с зарисовок и снимков, которые он изготовлял своим фотоаппаратом». В тех же воспоминаниях И. С. Куликов добавляет: «Пластинки проявляла Н. Б. Нордман: «мой фотограф», как говорил Репин».
С. А. Толстая в своих автобиографических записках («Моя жизнь») сообщает: «...Лев Николаевич с купанья шел домой босой, Репин тут же зарисовал его в таком виде и потом уже кончил портрет по фотографиям».
В числе тех, кто высоко оценил значение фотографии для развития истории фотопортрета, как искусства, был и другой известный русский художник — И. И. Левитан. Он писал К. А. Тимирязеву: «Ваша мысль, что фотография увеличивает сумму эстетических наслаждений, верна, и будущность фотографии в этом смысле громадна».

Что же такое настоящий портрет?
Передача внешнего сходства для современных фотоаппаратов - дело весьма обычное. Именно для этого они и были созданы,- точно фиксировать внешний мир. Но вот как раскрыть внутреннее эмоциональное состояние, как запечатлеть личность?
В 40-е – 60-е годы 20-го столетия… - пик развития портретного жанра в фотографии - не каждый желающий мог себе позволить заказать портретную фотосъёмку у великих мастеров. К сожалению, традиции художественного фотопортрета затем стали утрачиваться в связи с повальным увлечением фотографией, с приходом в профессию случайных людей.
Произошла подмена понятий. Снимок человека крупным планом, пригодный лишь для документов или на доску почёта в лучшем случае, стали считать портретом и это всех устраивает т.к. фото похоже на оригинал. Так не заметно наступила клиническая смерть жанра фотопортрет.
Повинуясь веяниям времени, семейный фотоальбом (фотосессия) несколько видоизменился, но отнюдь не утратил своей актуальности даже с приходом в нашу жизнь новых технологий. Возможность фотографировать, обрабатывать и печатать снимки доступна сегодня практически каждому. И если для обработки и печати нужны определённые умения и специальное оборудование (тот же принтер), то фотокамера при себе буквально у каждого: она встроена в любой мобильный телефон.
Так что теперь фотоальбом хранится чаще в цифровом виде, став гораздо объёмнее, но мало напоминая альбомы наших родителей. А стало ли в нём больше портретов? Ответ на этот вопрос однозначен: нет. В море памятных снимков портретов практически не встречается. А всё потому, что создание портрета ближе к живописи, нежели к фотографии: для него нужны опыт, знания, несомненный талант и, разумеется, техническое оснащение. Не будет чего-то одного из перечисленного, и он станет очередным любительским снимком.
Вы наверняка видели чёрно-белые ещё портреты людей, живших более века назад. Они впечатляют, не правда ли? Особенно если учесть, как далеко шагнула вперёд за прошедшее время техника фотографии. Секрет векового успеха старинных портретов прост: их выполняли настоящие мастера – люди, которых теперь принято называть фотохудожниками, – а съёмка велась в студийных условиях.
К сожалению, портреты, сделанные профессиональными фотографами зачастую очень дорогие и по карману далеко не всем. А тот, кто сам пробует фотографировать людей, вскоре осознает, что недостаточно просто нажать кнопку спуска затвора.
 
Виды фотопортрета
Художественные фотопортреты, подобно живописным, разделяются на индивидуальные и групповые. Далее, в свою очередь на головные, погрудные (или бюстовые), поясные, поколенные, фигурные (в рост). Фотопортреты получили теперь самое разнообразное назначение. Они не только самостоятельное произведение искусства, но и объективный научный документ, анатомический атлас, информационная иллюстрация, книжная обложка, плакат и т. д.
В индивидуальных фотопортретах учитывается поворот головы и положение туловища. Портретируемый может находиться фронтально к аппарату (анфас), или на три четверти к нему (труакар), или боком (в профиль).
Профильный фотопортрет — несколько обособленный вид изображения. Возможности характеристики внешности в нем ограничены. Фотопортрет в профиль более оправдывает себя, если череп не деформирован, а черты лица крупные и пропорционально сложены. Но и при гармонии всех частей головы очень важно сохранить их тональное согласование, так как темная масса волос обычно резко контрастирует со светлым лицом.
 В начальный период развития фотографии была распространена еще другая разновидность профильного фотопортрета — силуэт. Черный плоскостный контур профиля головы или фигуры создается источником света, скрытым позади затененного объекта.
Отдельное место занимает так называемый «официальный» фотопортрет. Вольное истолкование образа здесь совершенно исключено. Съемки, обычно осуществляемые на месте пребывания официального лица (на съезде, приемах, встречах), поручаются, как правило, наиболее квалифицированным профессионалам.
К числу сюжетных фотопортретов следует отнести также снимки, показывающие человека непосредственно у рабочего места в трудовой обстановке. Особенность производства, профессиональные атрибуты — вся атмосфера действия служит добавочной характеристикой образа.
Жанровые сюжеты имеют в своей основе какую-либо жизненную ситуацию. Таким фотопортретам присуща событийность, динамичность. Действующие лица изображаются в их взаимоотношениях друг с другом — в столкновении или общности интересов и чувств. Жанровый снимок нередко обращается в групповой фотопортрет, если автор сумел раскрыть индивидуальный характер каждого персонажа. Групповой фотопортрет очень труден для съемки. Только умелое техническое исполнение позволяет показать в нем типические черты человеческого характера.
В рубрику групповых фотопортретов входят также снимки различных делегаций, сотрудников учреждений, выпускников учебных заведений и тому подобные. Авторы такого рода снимков зачастую вынуждены ограничиваться лишь чистой документацией.
В практике фотографирования утвердилась также классификация, исходящая из приемов получения фотопортрета. Различают фотопортреты: репортажный, исключающий инсценировку, и поставленный (то есть режиссерски подготовленный). Всякий иной вид фотопортрета обусловлен самим объектом. Скажем, детский портрет. Дети — самые беспокойные натурщики. Их активное противодействие какой-либо нарочитости обязывает прибегать к моментальной и по возможности незаметной съемке.
Своеобразным видом фотопортрета является также автопортрет. Автопортрет можно использовать и в сложной по форме композиции, как это попытался сделать Л. Лазарев, соединивший собственное изображение с профилем другого человека.
Технология фотографических процессов неизменно сказывалась на эволюции форм фотопортрета. Снимок, получаемый с негатива контактной печатью, долгое время оставался в пределах формата пластинки. Отсюда распространение фотопортретов — «визиток» (размером с визитную карточку) и так называемых «кабинетных» фотопортретов. Ограниченный размер отпечатков породил взгляд на фотографию как на искусство малых форм.
Только с переходом на проекционное печатание (увеличение) открылась возможность получать фотопортреты любого размера. Огромные фотоплакаты и панно ныне не редкость. Прогресс фототехники расширил сферу применения фотопортретов. Изменились и сами методы съемки. Появление малоформатной камеры, высокочувствительной эмульсии, светосильных объективов значительно развило фоторепортаж. Без репортажной съемки не может быть и живых жанровых сюжетов. Оперативная документация подлинных фактов и явлений дает правдивую картину человеческих отношений, убедительно отражая красоту и величие образа нашего современника.

Суеверия о фотопортрете, и как их обосновывают
Нельзя фотографировать спящих людей. Это объясняется тем, что фотография отображает душу человека, а во сне человек уязвим, и не сможет дать отпор недоброжелателям, если им в руки попадет фотокарточка. Но тут выходит нестыковка с другим суеверием – рекомендуется не смотреть прямо в объектив во время съемки, ведь глаза – это зеркало души, и таким образом вы защитите себя от негативного воздействия. У спящего человека глаза закрыты, но почему-то от негативного воздействия его это не спасает.
Поэтому мне больше нравится другое обоснование этого суеверия. В XX веке в Европе была традиция фотографировать умерших на память. Учитывая, что процесс съемки в то время занимал большее количество времени, нежели сейчас, фотографировать мертвых было даже проще, чем живых. И если верить, что на время сна душа покидает человеческое тело, то выходит, что вы запечатлели мертвеца. Становится жутко, неправда ли?
Не рекомендуется размещать на видном месте в доме фото людей, отношение которых к вам негативно. Их энергетика через фотографию может отрицательно повлиять на жизнь. Вот с этим трудно не согласиться. Остается один вопрос. Кто же поставит на видное место фото своего недоброжелателя?.. Это может просто портить настроение.
Съемка возле руин, бурелома, заброшенного дома может повредить здоровью. Эта примета тоже понятна. Просто в буреломе или заброшенном доме легко увлечься съемкой и переломать ноги.
Не рекомендуют фотографироваться во время беременности, чтобы не навредить ребенку. Лучше помнить это утверждение для того, чтобы не ввязываться в экстремальные съемки, не ушибиться и не простыть. Обычная же съемка не повредит малышу, что доказывает множество беременных фотографий счастливых мам, которыми пестрит интернет.
Считается плохой приметой много фотографироваться вместе влюбленным, готовящимся к свадьбе. Это приведет к расставанию. Тут тоже выходит нестыковка. Ведь исходя из обоснований суеверий, энергетика возлюбленных должна объединиться, что делает их неуязвимыми для предполагаемых невзгод. К тому же существует услуга фотографа – съемка возлюбленных перед свадьбой, чтобы на самом торжестве можно было показать гостям ролик с красивыми фотографиями молодожен.
Желательно не фотографировать ребенка до года, или до момента произведения крещения. Опять же потому, что у ребенка недостаточно сильная энергетика, и он не может защитить себя. Но тогда вы упустите самое волшебное время, когда человек только пришел в этот мир. Теперь, когда почти у всех есть камера, все снимают своих малышей, порой даже с фанатизмом. И ничего плохого не происходит.
Фотографии умерших родственников необходимо хранить отдельно от остальных фотографий. И лучше избегать съемок на месте массовой гибели людей, где присутствует энергетика смерти. К этому вопросу каждый относится исходя из своей религии и отношения к смерти. Но если задуматься – человечество существует уже около миллиона лет. За это время вся земля стала местом массовой гибели людей.
Во время депрессии или болезни энергетика человека ослаблена, потому не рекомендуется рассматривать в эти периоды старые альбомы. По-моему, это зависит от степени оптимистичности старых альбомов. Почему бы не зарядиться от них позитивной энергией?
Часто болеющему человеку можно помочь через фотографию. Для этого нужно его сфотографировать, и сжечь фото. Так вы очистите энергетику больного. Вот это мой любимый пункт. Если бы все было так просто! К тому же, это противоречит запрету рвать и сжигать фотографии. Так вы можете навредить ее владельцу.
Нельзя давать свои фотографии для заочного знакомства с будущим возлюбленным, во избежание порч. Что же вы делаете, сайты знакомств?
В России до сих пор существует поверье, что человек, которому осталось недолго жить, плохо выходит на фотографиях. То голова обрезана, то изображение размыто. Такое зловещее оправдание для безруких фотографов. Это не вы снимать не умеете, это человеку недолго жить осталось.
Не хочется огорчать любителей делать селфи в уборной, но оказывается, нельзя фотографироваться в зеркало. Считается, что зеркала способны впитывать в себя энергетику человека, смотрящего в него. Особенно это касается старых зеркал. Сфотографировав себя в зеркало, можно невольно впитать в себя эту энергию, которая может оказаться отнюдь не доброжелательной. Представляете, сколько людей смотрится в зеркало в уборной?
И, чтобы добавить драматизма, закончим статью чертовой дюжиной. Оказывается, считается плохой приметой фотографировать кошек! В прошлом кошкам приписывали мистические свойства. Они имеют связь с потусторонним миром, и могут навредить человеку. Хотя в современном обществе эта примета обоснована скорее боязнью повредить глаза кошки вспышкой от камеры. Выход прост – снимайте кошек без вспышки.Конечно, фотография сохраняет часть ваших эмоций, чувств, индивидуальности, энергетики. Но не нужно этого боятся, ведь в этом и заключается смысл фотографии! В самовыражении, в эстетике, в возможности запечатлеть любой момент своей жизни на снимке, и помнить о нем. На фотографии можно лучше узнать самого себя, или примерить на себя иную роль. Главное, будьте уверены в себе, и тогда негативные эмоции недоброжелателей, смотрящих на ваши фотографии, обойдут вас стороной.

 



Категория: Искусствознание | Добавил: Весна
Фотография, проект, Научно-исследовательский
Просмотров: 6492 | Загрузок: 556 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Всего комментариев: 1
1 Гурьева Евгения Валентиновна (Goluboglazk59)   (27.03.2016 19:36) [Материал]
Во-первых, хочется поздравить автора с победой на конкурсе фотопортретов "День матери"! Во-вторых, хочется поблагодарить педагога Бархатову Н.Н. и семью автора за поддержку столь юного исследователя! Что касается работы, хочется отметить, что автор подробно рассказал об истории и видах фотопортрета, о суевериях, связанных с фотопортретами. Автор подобрал интересные вопросы для интервью и рассказал о современных возможностях обработки фотопортрета. Я получила огромное удовольствие, ознакомившись с данной работой! Автору удачи!

Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XXI Всероссийский творческий конкурс "Осенний марафон"
XI Всероссийский творческий конкурс "Осенняя мастерская"
VI Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарок для мамы"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
X Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
Всероссийский творческий конкурс "Мир природы"
XII Всероссийский творческий конкурс "В гостях у сказки"
II Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическая копилка"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 19.11.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.