Подарки от Деда Мороза: как организовать сюрприз для детей на празднике
О пользе аренды
Отмечаем Новый год нестандартно
Как выбрать идеальную цветовую палитру для дома

На сайте всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0


Главная » Детские исследовательские проекты » Искусствознание

Научно-исследовательский проект "Роль музыки в Великой Победе"

Скачать (57.9 Kb) 18.09.2017, 17:45
Автор: Лисенков Алексей, ученик 8 "А" класса МАОУ лицей №21 г. Иваново
Тарасова Надежда Николаевна

Научно-исследовательский проект
"Роль музыки в Великой Победе"

Актуальность темы: изучение военной музыки и ее роли в годы Великой Отечественной войны является актуальной и важной проблемой современности.

Гипотеза исследования: Музыка военного времени и военная песня всегда были явлением, объединяющим нацию, и в этом была их огромная сила. Но, помимо масштабных смыслов, военная музыка несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непроходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

Цель данной работы – знакомство с музыкой и песнями Великой Отечественной войны и рассмотрение значения музыки в Великой Отечественной войне, ее роль в Победе.

Задачи исследования:
Собрать материал о музыке и песнях Великой Отечественной войны и истории их создания.
Рассмотреть роль музыки и военных песен в годы Великой Отечественной войны.
Показать значимость классической музыки в годы Великой Отечественной войны.
Охарактеризовать музыкальную жизнь в годы Великой Отечественной войны.

Этапы проекта:
Сбор информации и материалов, прослушивание военных песен.
Рассмотрение роли музыки и военных песен в Великой Отечественной войне и Победе.
Формирование вывода о значении песни и музыки времен войны в Великой Победе.

Проблема: действительно ли песни и музыка времен Великой Отечественной войны имели важное значение в сплочении советского народа и Великой Победе.

Объект исследования: музыка и песни Великой Отечественной войны как феномен духовной культуры нашего народа.
1. Музыка в годы Великой Отечественной войны
1.1 Победа нашей страны.

В этом году наша страна только что отметила 72-летие Победы в Великой Отечественной войне. Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашему народу. Не было семьи, которую не затронула бы война. У каждой семьи своя история и наш долг сохранить память людей, прошедшие войну для новых поколений, чтобы они также бережно и уважительно с чувством гордости относились к Великому празднику Победы.
С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Казалось, какие ещё песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту, смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. Но так ли это?
Наши ветераны Великой Отечественной войны и все солдаты тех военных лет пели песни. Потому что песни объединяли силы солдат, вселяли в них уверенность, мужество, стойкость, поднимали боевой дух. Разные песни пели солдаты в зависимости от сложившихся обстоятельств, но именно песня была верным спутником и отдушиной во время долгих четырёх лет войны.

Песни Великой Отечественной войны
Изучение песен военных лет является актуальной и важной проблемой современности. Актуальность усиливается тем, что в военной песне заложена потенциальная возможность формирования чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделению исторической судьбы с предшествующими поколениями.
Военная песня всегда была явлением, которое объединяет нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо глубоких смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непроходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Песни военных лет влияли на жизнь и действия человека не только во времена Великой Отечественной войны, но и в наше современной время. Как написал замечательный поэт Василий Лебедев-Кумач: «После боя сердце просит музыки вдвойне».
Каждый из нас задавался вопросом, что помогало и давало сил солдатам на войне. Конечно же, любовь, дружба, поддержка товарищей и надежда. Но все-таки, не последнее место среди них занимает песня. И главной задачей является узнать, какие пели песни на войне, и для чего?
Песня занимала не последнее место для солдат. Песня помогала пройти им весь боевой путь, придавала сил тем, кто уставал, несла веру в победу, и вообще, с помощью песен, солдаты просто отдыхали душой. Песни военных лет стали прекрасным памятником героизму русского народа в борьбе с фашизмом. В них соединились и горечь потерь, и гордость побед. Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта.
Особая глава в песенной летописи Великой Отечественной войны – песни о партизанах. Народные мстители боролись против врага в необычной обстановке – в дремучих лесах, среди непроходимых болот. Здесь редко бывали условия для движения в строю с песней. Поэтому посвящались партизанам большей частью песни не походные, не маршевые, а протяжные, повествовательные или же лирические. Пример - «Ой, туманы мои, растуманы». Песня звучала как молитва, как клятва, как надежда.

Песня «Священная война»
22 июня 1941 года в 4 часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написал ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач, и назвалась эта песня «Священная война».
Это патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Перед сообщением о нападении Германии на СССР поэт В. И. Лебедев-Кумач просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. 24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война».
Прочитав в газете это стихотворение, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к нему музыку. Печатать ноты и слова не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё один день был отведён на репетицию.
26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполняли раз пять подряд.
Именно с Белорусского вокзала уходили летом 1941 года советские войска и именно здесь, 26 июня 1941-го, впервые прозвучала песня Александра Васильевича Александрова «Священная война», которая стала своеобразным гимном на время войны: её исполняли, и на фронте, и в партизанских отрядах, и на заводах в тылу.
Эта песня была совершенно необходима в те грозные дни. С этой песней на вокзалах родные и близкие провожали солдат на смертельный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песня звучала как воинская присяга.
Песня «Священная война» приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.
И музыка и слова песни до глубины души трогали каждого человека, вызывая патриотический подъем и веру, что мы победим. Люди понимали, что война будет жестокой и страшной, но Родину, своих родных и близких, нужно защищать. Патриотизм песни был очень сильным, поэтому моментально запал в душу каждого советского гражданина.

Песня «В землянке»
Так же, во времена Великой Отечественной войны была написана одна из самых лирических песен военных лет.
Изначально, текстом песни было стихотворение, написанное поэтом Алексеем Сурковым, для своей жены Софьи Антоновны. Дата написания ноябрь 1941 года. Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле.
Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Он не писал стихотворение специально, просто рассказал жене, где он находится, о чём думает, какая там обстановка. Текст этого стихотворения стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание.
В феврале 1942 года к Алексею Суркову обратился композитор Константин Листов с просьбой срочно сочинить что-нибудь. Поэт вспомнил о стихотворении в домашнем послании, переписал его из своего блокнота и отдал просителю. Так и появилась известная песня «В Землянке». Стихи захватили композитора своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце. Через неделю Листов пришел в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню. Он был не уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни нужны были песни, зовущие на бой с врагом, а он написал музыку лирическую, грустную. Но песня пошла. И пользовалась любовью на всех фронтах. Она приносила солдатам утешение, тепло, надежду на то, что когда-нибудь они снова встретятся с любимыми.

В минуты краткого отдыха на войне звучали лирические песни, которые отражали фронтовой быт. В историю Великой Отечественной войны вошла тихая проникновенная песня «Землянка».
«Землянка» объединяла людей, как бы протягивая нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Такие песни были необходимы солдату.
В честь этой песни в подмосковной деревне Кашино есть памятник песне «В землянке».

Песня «Катюша».
Переживания возлюбленной в разлуке с воином-защитником Отечества — один из распространенных общемировых сюжетов. Один из первых письменных примеров такого рода в русской истории — «Плач Ярославны» из поэмы Слово о полку Игореве XII в. Песня «Катюша» написана в конце 30-х годов, когда еще никто и не думал о войне. Эта песня о любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее. Песня посвящена переживаниям девушки, разлученной со своим возлюбленным, военнослужащим-пограничником. Слова и музыка выражают светлые чувства уверенности и надежды. Музыку к песне написал Матвей Исаакович Блантер, а слова Михаил Васильевич Исаковский. Сильное впечатление «Катюша» производила не только на наших бойцов, но и на фашистов. Есть версия, что именно из-за этой песни советские солдаты во время Второй мировой войны дали прозвище «Катюша» боевым машинам реактивной артиллерии серии «БМ».
В селе Всходы, Угранского района (недалеко от деревни Глотовка — родины М. Исаковского) в Доме культуры, расположен музей песни «Катюша».
Открылся музей песни «Катюша» летом 1985 года. В создании музея принимали участие жители поселка и области, а также люди из других городов. В экспозиции музея можно увидеть много интересных экспонатов. В ней представлены редкие книги и фотографии, многие с автографами М. В. Исаковского, более ста вариантов песни «Катюша» и многое другое.

Песня «Смуглянка»
Первый год войны требовал патриотических песен, поднимающих бойцов на подвиг во имя Родины - в этом контексте «Смуглянки» еще не было. Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» - песня о девушке-партизанке. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио.
Спустя некоторое время эту песню вставили в фильм «В бой идут одни старики».

Песня «Это в бой идут матросы»
Песня «Это в бой идут матросы» Б. Терентьева – это настоящая, боевая песня, написанная в разгар войны, рассказывающая о том, что было реальностью и для ее героев, и для самого композитора. Отсюда убедительность и сила песни, сразу нашедшей отклик у моряков, да и не только у них. Песня стала выражением отваги и героической решимости.

Песня «Случайный вальс»
Песня «Случайный вальс» была создана в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского. А Леонид Утесов записал его на пластинку. С тех пор живет эта песня в народе, оставаясь одной из любимых лирических песен военной поры.

Песня «Синий платочек»
После раздела Польши в 1939 году Е. Петерсбурский оказался в отошедшем к Советскому Союзу Белостоке и в конце 1939 года возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр. Музыка песни была написана им в 1940 году в Минске, в номере гостиницы «Беларусь». Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Галицкий. Уже через два дня песню исполнил солист ансамбля Станислав Ландау.
Лирическая песня быстро стала шлягером. Песенку стали включать в свой репертуар известные исполнители: Вадим Козин, Михаил Гаркави, Лидия Русланова, Екатерина Юровская, Изабелла Юрьева. На пластинку в довоенные годы «Синий платочек» записан был дважды. На этикетке пластинки, выпущенной Ленинградской фабрикой, указаны авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбургский, исполнительница — популярная в те годы певица Е. Юровская и её аккомпаниатор — пианист Б. Мандрус. Существует также московская запись Изабеллы Юрьевой. Песню подхватили различные оркестры, она зазвучала на танцплощадках, и стала одной из самых популярных предвоенной поры.
Ситуация на фронте была крайне тяжелой, в том числе и в психологическом плане, в такой обстановке простые и доходчивые слова песни стали символом живого слова и самой жизни. Уже во время войны песня была записана на грампластинки; с записи песни в 1942 году было возобновлено производство грампластинок, прерванное войной.
Песня «Синий платочек» стала символом Великой Отечественной, даже через много лет после войны Клавдия Шульженко не снимала её с репертуара, а образ самой певицы с синеньким платочком в руках стал хрестоматийным. В 1976 году во время своего юбилейного концерта, открывая его, семидесятилетняя певица вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов, держа в руке синий шелковый платок. Зал встал и стоя аплодировал. Эти аплодисменты предназначались не только самой певице, но и песне, прошедшей тяжелейшую войну вместе с солдатами.

Песня Победы «Казаки в Берлине»
Слова Ц. Солодарь, музыка Д. и Д. Покрасс.
Интересны песни, написанные в последние месяцы войны, в них чувствуются другие настроения. Это - песни солдат, возвращающихся с войны, домой. В стихах отражена радость от возвращения, и в то же время готовность трудиться, восстанавливать всё то, что разрушил неприятель. Одной из таких песен является «Казаки».
Такова история создания этой песни.
Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных берлинских перекрестков, заваленном покореженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Десятки берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными движениями, которые еще более подчеркивали строгость военной формы, ее походную простоту.
«Вдруг послышался цокот копыт, - рассказывает поэт Цезарь Солодарь автору книги "Друзья-однополчане" (изд. 1973 г.) А.Е. Луковникову, - мы увидели приближающуюся конную колонну... Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года. Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, - продолжает Цезарь Солодарь, - но можно было заметить, что на какие-то секунды ее внимание безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев.
И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула:
- Давай, конница! Не задерживай!
Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: «Рысью!».
Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке...».
Через два-три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни:
По Берлинской мостовой
Кони шли на водопой.
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой –
Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки.

В этот же день он прочитал стихи братьям-композиторам Даниилу и Дмитрию Покрасс, которым они очень понравились.
По их предложению стихи были «усилены» лихим припевом:
Казаки, казаки!
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

В годы Великой Отечественной войны было создано большое количество замечательных песен о войне. Вот лишь некоторые из них: А. Новиков «Дороги», Э. Колмановский «Алеша», В. Мурадели «Бухенвальдский набат», И. Дунаевский «Моя Москва», Я. Френкель «Журавли», Н. Богословский «Темная ночь», А. Эшпай «Москвичи», М. Блантер «В лесу прифронтовом».

Классическая музыка в годы Великой Отечественной войны
Седьмая симфония Шостаковича

В годы войны Дмитрий Дмитриевич Шостакович создаёт знаменитую 7 симфонию. Симфония написана в 1941 году. Это великое произведение о героизме и нравственной силе советского народа, борющегося с фашизмом. Вот один из эпизодов, дающих представление о том, в каких условиях создавалась эта музыка.
Утром 16.09.41 года Шостакович выступал по ленинградскому радио. Город бомбили фашистские самолёты, и композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб: «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвёртую части. То тогда можно будет назвать это сочинение 7 симфонией. Для чего я сообщаю об этом? – продолжал композитор, - для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идёт нормально. Все мы несём свою боевую вахту… Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку. Будем же честно и самоотверженно работать».
7 симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне. Называют хроникой. Документом – настолько точно передаёт она дух событий.
7 симфония Шостаковича была создана и впервые исполнена в блокадном Ленинграде. Образам нашествия в симфонии противопоставлены картины мира и непреклонное мужество борьбы. Одно из редких свойств таланта Шостаковича – его способность передать в музыке великую скорбь, слитую с великой силой протеста против зла.

Пятая симфония Прокофьева
5 симфония Прокофьева создавалась в 1944 году, в дни блестящих побед Советской Армии, в период подъема, охватившего весь наш народ, увидевший лицо близкой победы над врагом. С.С. Прокофьев говорил: «Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа».
Оперетта «Раскинулось море широко»
Муза оперетты тоже не молчала в годы Великой Отечественной войны. И воины фронта, и труженики тыла нуждались в таком искусстве, которое бы могло поднять их дух, вселить веру в победу. И вот в осажденном Ленинграде была создана одна из лучших оперетт этого времени – «Раскинулось море широко» В. Бунчикова и В. Нечаева.

Музыкальная жизнь страны в годы войны
Война резко изменила всю музыкальную жизнь страны. Многие театры, музыкальные коллективы, учебные заведения были эвакуированы в тыл, где они напряженно работали. Интенсивной была творческая деятельность композиторов, оказавшихся в эвакуации. Регулярно транслировалась по радио их музыка. Наряду с песнями это были симфонии и оперы. Уже одно их перечисление в статье Г. Казакова говорит о том, как много охватывалось жанров: «Только за один 1942 год, особенно тяжелый для страны, московское радиовещание передало 447 новых произведений советских композиторов».
В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!».
По радио вся страна слушала голоса А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой, С. Я. Лемешева, игру пианистов М. В. Юдиной, С. Т. Рихтера, и многих других известных и любимых артистов. В блокадном Ленинграде оркестр Радиокомитета молчал только в самую тяжелую для города зиму 1941 —1942 гг. Но уже 5 апреля 1942 г. состоялся первый концерт сезона.
Также было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грам­пластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года.
Работа музыкантов была напряженной и самоотверженной. Да и не могло быть иначе. Они боролись с врагом как творцы и как солдаты. Многие из них погибли. В одной лишь Московской консерватории на мраморной мемориальной доске запечатлены десятки дорогих имен.

Фронтовые театры и концертные бригады
В годы Великой Отечественной войны артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.
Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.
473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны. Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки.
Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч...».

Современные песни о войне
В настоящее время вновь и вновь создаются песни, посвящённые Великой Отечественной войне. Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее работа о военных песнях была бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Эта песня звучит везде и, конечно, когда собираются ветераны. Они считают эту песню своей фронтовой. Это самая высокая оценка авторов песни «День Победы».

Военная песня возникала тогда, когда люди испытывали самые обостренные чувства, попадали в самые экстремальные ситуации, в ситуации опасности. Эти песни возникали тогда, когда требовалась мобилизация всех физических и нравственных сил, когда проявлялась вся суть человека. И поэтому именно военная песня имеет огромный потенциал влияния на духовную жизнь общества, как никакой другой песенный жанр.
Мы должны помнить тех, кто завоевал для нас эту счастливую жизнь. Солдаты умирали недаром: их героизм зажёг в наших сердцах ответный огонёк, который будет гореть всегда! Мы должны жить под девизом: «Никто не забыт и ничто не забыто», ценить и любить жизнь, завоёванную для нас отцами и дедами. В наше время песни военных лет прививают детям патриотическое чувство, любовь к Родине, уважение к прошлому своего народа. Мне очень хочется, чтобы песня стала спутницей наших мирных дел и свершений. Чтобы никогда ей не пришлось быть подругой боевой, ходить на войну. Пусть с песней к каждому приходит радость, доброта.

Целью работы было доказать, что значение музыки в победе над фашизмом не преувеличено. В работе приведены наиболее яркие примеры тех музыкальных произведений, которые подтверждают фразу: «Музыка может остановить танки». Таким образом, можно сделать вывод о том, что в годы Великой Отечественной войны и классическая музыка, и песня стали одним из действенных орудий в борьбе с врагом.

 
 


Категория: Искусствознание | Добавил: Весна
песни, Научно-исследовательский, музыка, проект, симфония, катюша, Шостакович, Великая Отечественная война, смуглянка
Просмотров: 13033 | Загрузок: 984 | | Рейтинг: 5.0/1 |

0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XXI Всероссийский творческий конкурс "Осенний марафон"
XI Всероссийский творческий конкурс "Осенняя мастерская"
VI Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарок для мамы"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
X Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
Всероссийский творческий конкурс "Мир природы"
XII Всероссийский творческий конкурс "В гостях у сказки"
II Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическая копилка"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 19.11.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.