Подарки от Деда Мороза: как организовать сюрприз для детей на празднике
О пользе аренды
Отмечаем Новый год нестандартно
Как выбрать идеальную цветовую палитру для дома

На сайте всего: 11
Гостей: 10
Пользователей: 1
Макарова67


Главная » Детские исследовательские проекты » Культурология

Научно-исследовательский проект "Баба-Яга – миф или реальность?"

Скачать (10.53 Mb) 09.03.2016, 13:32
Автор: Евдошенко Екатерина, ученица 2 "А" класса МАОУ СОШ №6 г. Красноуральск
Дербенева Елена Валерьевна
учитель начальных классов МАОУ СОШ №6 г. Красноуральск

Научно-исследовательский проект
"Баба-Яга – миф или реальность?"

Сегодня, когда дети гораздо лучше умеют играть в компьютерные игры, нежели читать книги, когда сама книга стала в большинстве случаев электронной, так не хватает сказки с традиционными мифологическими персонажами.
Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. Мне больше всего нравятся сказки волшебные. В них много разных чудес. Почти во всех волшебных сказках встречается Баба Яга.  Многие считают ее отрицательным героем. А как попала в сказку Баба Яга? Почему живет одна в темном лесу? Это вымышленный сказочный персонаж или реальный?
Эти вопросы заинтересовали меня, и я решила найти ответ на них в своем проекте на тему «Баба–Яга  - миф или реальность?»

Объект исследования: волшебные сказки.

Предмет исследования: образ Бабы-Яги.

Гипотеза. В начале работы над проектом я предположила, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Для того, чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу, поставила перед собой следующую цель: изучение  образа Бабы-Яги в русских сказках.  

Далее поставила перед собой ряд  задач:
собрать как можно больше информации о Бабе-Яге из разных источников;
научиться анализировать полученную информацию;
узнать об основных атрибутах Бабы-Яги;
изучить, кто является слугами и помощниками волшебницы;
провести опрос среди одноклассников;
проанализировать образ Бабы-Яги в волшебных сказках и сделать выводы.    

Работа над проектом проходила  в три этапа:
1. теоретический, цель которого – пользуясь разными источниками информации узнать, как можно больше об образе Бабы-Яги;
2. практический, цель которого – определить, какова  роль Бабы-Яги в русских сказках,  выяснить, что одноклассники знают о Бабе-Яге, поделиться своими знаниями с ними;
3.оформительский, цель которого – оформить результаты исследования  и представить их общественности.

Определившись с темой проекта,  я начала собирать информацию из разных источников: школьная библиотека, городская библиотека, родители, учителя, сеть интернет. Анализ литературы, которую нашла в школьной библиотеке и городской, а также   в сети интернет, показал, что  в действительности, нет точного и однозначного мнения о том, кто такая Баба-Яга. Многие умы ломали головы, пытаясь понять, что скрывается за этим противоречивым образом, и откуда она всё-таки пришла, из фольклора каких народов? Попробую и я разобраться в своем проекте в этом непростом вопросе.

Думаю, что материалы, полученные мною в ходе работы над проектом, можно будет использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.

Изображение Бабы Яги в славянском фольклоре

 

В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка –
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!

Сказку всегда предваряет миф. И прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим.  В Википедии сказано: «Ба́ба-Яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего — отрицательный персонаж».
Однако исследователь-сказочник А.Н.Афанасьев отмечает, что изначально образ Бабы-Яги в преданиях славян не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности.  
В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе. Живет в лесу в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей с черепами. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след метлой.
Герой волшебной сказки до того, как приходит к избушке на курьих ножках, в которой живет Баба-Яга, встречается и разговаривает с лесными зверями (еж, заяц, медведь, щука и т. д.), а после посещения ее дома героя ждут испытания встречей с Кощеем (Кащеем) Бессмертным, Змеем Горынычем, Лихом Одноглазым, Кикиморой, Лешим — в общем, с демонологическими существами, которые не принадлежат реальному миру. Они ирреальны и представляют собой мир мертвых в сказке. Баба-яга принадлежит этому миру только наполовину: одна нога у нее костяная, другая — живая.
Баба-яга — сказочный «пограничник». Ее необычная избушка — своего рода «контрольно-пропускной пункт». В избушке Бабы-яги герой проходит все необходимые обряды, чтобы отправиться в мир сверхъестественного: он парится в баньке (покойника моют перед погребением), Баба-яга поит и кормит путника (поминки по умершему), герой обязательно ночует в странной избушке (ночь — время перехода из одного состояния в другое, недаром сон сравнивают с маленькой смертью). Герою необходимо попасть в мир ирреального, чтобы через испытания обрести сверхъестественную силу, потому что своей силы для преодоления возникших на его жизненном пути препятствий недостаточно.
Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах - таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба яга занимается канибализмом).
При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её преобладающими чертами, а лишь проявлениями её иррациональной (недоступной пониманию разума), натуры.
Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить,  во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить (это напоминает обряд «перепекания» ребенка). 
Перепекание ребёнка — обряд, совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии — собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату (иногда предварительно завернув в тесто) и трижды всовывают в жаркую печь. По другим версиям, вместе с ребенком в печь засовывают щенка, чтобы болезнь перешла от малыша к животному.
Сказка лишь исправила знак «плюс» (перепекание ребенка должно принести ему пользу) на «минус» (Яга детей жарит и ест). Скорее всего, это произошло в период утверждения христианства, когда искоренялось и демонизировалось все языческое.
Этот образ Бабы-Яги также связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации (посвящение юноши в полноправные члены общины). Обряды инициации были созданы родовым строем и отражали интересы охотничьего общества. Они содержали не только испытания в ловкости, меткости и выносливости, но являлись также и частичным приобщением подростков к священным тайнам племени. Обряд заключался обычно в том, что мальчиков 10-12 лет на некоторое время уводили из селения (чаще всего в глубину леса, в специально построенную хижину), где те проходили специальную школу охотника и члена общества. Там их подвергали различным испытаниям. Самое страшное испытание состояло в инсценировке «пожирания» юношей чудовищным животным и их последующего «воскрешения». Оно сопровождалось телесными истязаниями, повреждениями, ритуальной хирургией. Этот таинственный и болезненный обряд означал символическую смерть ребенка и возрождение его уже в качестве полноправного взрослого члена общины – мужчины, воина и охотника, которому разрешалось вступать в брак.
Часто церемонией посвящения распоряжалась и руководила женщина – ведунья или жрица. Есть версия, что она олицетворяла Великую Мать – языческую богиню, повелительницу мира и прародительницу всего живого. Эта загадочная фигура, скорее всего, и стала основой для создания сказочного образа Бабы-Яги, которая живет в лесной хижине, похищает детей (т. е. уводит для обряда инициации), жарит их в печи (символически пожирает, чтобы родился мужчина), а также дает советы и помогает избранным героям, выдержавшим испытания.
 
Происхождение Бабы-Яги и ее имени
Баба-Яга – известная личность, но откуда пошло ее имя? Очень вероятно, что  Яга-костяная нога — это угро-финская колдунья, а обиталище, избушка— это чамья, сомьях, стаббур — охотничий и ритуальный домик угро-финнов.
Существует еще и другая трактовка, согласно которой, Баба-Яга — персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Джильса Флетчера (1588) в книге «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях» он пишет: «Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня".
Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова  есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу… Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка — такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование дает и словарь В.И.Даля).
Существует и другая гипотеза происхождения имени Бабы-Яги. На языке Коми, слово яг означает бор, сосновый лес. Баба - это женщина (Нывбаба-молодая женщина). Баба яга можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина.
По следующей версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века.
Сторонники другой версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого или великую мудрую жрицу. Ведь очень интересен тот факт, что все приходят к Яге за советом. Почти во всех сказках Иван - царевич получает волшебные предметы, которые помогают ему в его «приключениях».  Если обратиться к происхождению «имени» «Баба Яга», то увидим следующее толкование. Бабой называли женщину, которая уже родила ребёнка. «Яга» - огнь - огонь. То есть получается, что баба Яга - женщина - огонь или огненная женщина. Существовал глагол «ягать» - кричать. Это особый крик, в котором концентрировалась очень сильная энергия. Этот крик издавали охотники и роженицы. Исходя из этого, получается, что баба Яга - это главная матерь, которая знала и умела всё. А как часто в сказках можно слышать: «Сейчас посажу на лопату - и в печь!» Но если вспомнить все сказки, вы не найдёте ни одной, где бы Баба-Яга изжарила хотя бы одного ребёнка.
В сказках мы видим и еще некоторые обряды, которые проводит Баба Яга с героем. Ведь после узнавания героя и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая, таким образом, ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста.
Славяне многие поколения перед тем, как принять христианство, поклонялись берегиням. Эти богини хранили домашний очаг, защищали людей в поле, в лесу, на воде. А Баба Яга – главная из всех славянских берегинь. Она могла выступать не просто в роли защитницы, но и в роли воительницы, способной любой ценой добиться справедливости. Чтобы понять, почему Бабе Яге были даны отрицательные черты, обратимся к истории. В конце X столетия Русь прошла через христианизацию. В этого времени начинается страшное гонение на все, что связано с языческими божествами. Им придаются насмешливые облики, добавляются уродливые черты. Некоторых просто заставляют забывать, сбрасывая их изображения в воду или сжигая. Вот так Баба Яга получила статус страшной ведьмы с клюкой и крючковатым носом. Такой ее сделало, как ни странно, христианство.
По другой версии Баба-Яга - это прижившийся на Земле инопланетянин. Вот, например, манера передвижения у нее вполне подходит в качестве описания нашими далекими предками передвижения летательных аппаратов. А как они могли еще объяснить перелеты над землей, если не ступой и помелом?
Сказка явно говорит о полетах Бабы Яги с помощью ступы, песта и помела. Даже слово «огненная» для ступы употребляется довольно часто.
Ну а кто мог летать в стародавние времена над нашей планетой, если не инопланетяне. Этой теории придерживаться и российский исследователь Юрий Росциус. Он говорит, что гул моторов корабля мог вполне ассоциироваться у славян с шумом при работе с пестом. Скорее всего, летательный аппарат был реактивным, так как выражение о том, что Яга заметает следы помелом, можно соотнести с наблюдениями за полетом реактивных самолетов. Позади них остается след, который и вызвал у древних славян ассоциацию с помелом. Огненная метла – это выброс пламени ракетным двигателем. Образ вполне уместный, если коснуться быта славян.
Ю.Росциус еще припоминает из книг, что Баба Яга летит так, что аж лес валится. Это можно объяснить баллистической волной от корабля пришельцев. Возможно, это реактивный поток. Предки не могли объяснить это явление, потому оставили его таким, каким видели.
В словах о том, что  Баба Яга занимает  все пространство своей избушки можно углядеть расположение пилота космического корабля. Места для него действительно немного, тем более, если речь идет о спускаемой капсуле. Космонавт и вправду занимает почти весь объем капсулы.
А уродство Бабы-Яги можно объяснить тем, что облик пришельца никак не соотносился с представлениями славян о красоте человека. А, говоря о кровожадности, можно провести ассоциацию с тем, что пришельцы проводили лабораторные исследования на людях, забирая их на борт корабля. Выступающие кости могут свидетельствовать о пришельцах-«рептоидах», у которых роговые наросты образуются сверху мышечного покрова. Такая картина произвела настоящий шок на древних обитателей Центральной России. «Космическая» версия популярна также среди тех, кого пришельцы, по их словам, похищали.
Вот еще одна интересная версия: баба -  распространённое древнеславянское указание на женщину. Происходит от ещё неумелых, первых слов ребёнка, таких как: мама, папа, няня, тятя, баба, отсюда бабушка. Яга, древнеславянское женское имя. По преданию баба Яга была бездетной молодой женщиной, и носила красные сапожки с узором вышитым золотыми нитями. Отсюда баба Яга золотая нога. В силу своей бездетности она устроила подобие детского дома, собирала детей сирот и ухаживала за ними. Впоследствии, когда у родителей ребёнок проказничал, они ему говорили что придёт баба Яга, и они отдадут его ей. Так начали бабой Ягой пугать детей, из поколения в поколение [8].
По другой версии образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги, связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Это подтверждают и сказки. Во многих сказках мужчины подчиняются своим женам: и родную дочь позволяют обижать, и в лес ее на верную смерть увозят, и на лягушке жениться заставляют. Какие-то они бесхребетные, беспомощные в русских народных сказках.
Представленные выше варианты происхождения колдуньи не могут быть опровергнуты или подтверждены – каждый выбирает тот вариант, который ему близок. Но, думаю, вне зависимости от ее происхождения мы будем любить Бабу-Ягу, как тот образ, который знаком нам с самого детства, являл для нас личность загадочную, самобытную, с ярким и независимым характером.
 
Волшебные атрибуты Бабы Яги (избушка на курьих ножках, ступа)
Образ «избушки на курьих ножках» - явление уникальное, составляющее единое целое с образом самой Бабы Яги. Во-первых, она способна передвигаться (куриные ноги). Во-вторых, она распознает человеческий голос, и реагирует на команды. В-третьих, она способна видеть  с помощью окон, говорить дверью, и думать.
Избушка, в которой живет волшебница, всегда стоит к лесу передом и ее простому человеку нельзя взять и обойти, нужно, чтобы избушка сама развернулась к нему передом. А для того, чтобы избушка повернулась к человеку, обязательно надо сказать: «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом». Русский и советский ученый Владимир  Яковлевич  Пропп, изучавщий русский фольклор,   считает, что избушка является переходом из мира живых в мир мертвых, именно поэтому нужно, чтобы изба повернулась к герою передом, так как обойти ее просто так не может, ведь он живой и попасть в мир мертвых ему невозможно.
А Баба-Яга одной ногой стоит в мире живых, а второй ногой – костяной – в мире мертвых. В сказках всегда есть два пространства: мир людей и чудесное тридевятое царство и тридесятое государство — не что иное, как мифическое царство мертвых, которое расположено под землей, под водой, в далеком лесу или на высоких горах, на небе. То есть, оно очень удалено от людей,  и именно туда отправляется герой сказки за чудесными золотыми диковинками и за невестой, а потом возвращается с добычей в свой дом. От реального мира тридесятое царство всегда отделено какой-то границей: тяжелым камнем, столбом с надписью о трех дорогах, высокой крутой горой, огненной рекой, калиновым мостом, но особенно часто — избушкой Бабы Яги. 
И в ступе — транспортном средстве Бабы Яги — тоже видят связи с погребальным культом. «Баба Яга летает в своей ступе, след за собой она заметает помелом».  А почему интересно она летает в cтупе?
Дело в том, что кроме захоронений в деревянных срубах, славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах - ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать»). Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших). Тогда на смену захоронениям в долбленых колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах.
Откуда же у избушки поворотное устройство? Только ли чудом можно объяснить подобное? Оказывается, вращающиеся строения были известны нашим предкам и сооружались не так уж и редко. Не углубляясь в инженерные подробности, можно отметить главное: поворотный механизм строения под влиянием ветра вращался на врытом в землю столбе.
Вообще, надо сказать, домики на столбах для древнерусского зодчества явление вполне обыденное. На столбы или пни ставили и амбары, и колокольни, и жилые постройки. Во-первых, холодно, во-вторых: весенний разлив воды, в-третьих: мыши...
Но только один тип постройки на одном из этих столбов вращался.
Это, конечно…мельница!
Не она ли, типичная для русского севера мельница - столбовка, и есть избушка на курьих ножках?
Изба часто обнесена забором, сделанным из человеческих костей, на них насажены черепа с глазными прорезями. А вместо деревянных опор, на которые вешают калитку, стоят человеческие ноги, вместо засова – человеческие руки, а на месте замка для ключа вмонтирован человеческий рот с острыми зубами. В темноте у всех черепов на заборе светятся глаза, и на всей поляне становится светло, «как среди белого дня».  Страшно!

Слуги Бабы Яги и ее помощники
Никто из живущих на земле не может сказать о дне, о солнце и тьме, что "это мои слуги". Сказать так может только тот, кто был властен над ними, как в сказке Василиса Прекрасная: «Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?
- Это день мой ясный, - отвечала баба-яга.
- Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?
- Это мое солнышко красное! - отвечала баба-яга.
- А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?
- Это ночь моя темная - всё мои слуги верные!»

В сказках слугами Бабы-Яги являются еще - Кот, собаки, ворота и березка. Но слуги оказались в сказках не такими уж и верными. В сказке «Гуси-лебеди» слугами Бабы-Яги являются Гуси-лебеди. А в сказке «Василиса Прекрасная» слугами волшебницы являются три пары рук, которые во всем помогали ей по хозяйству. В сказке «Марья Моревна»  слуги у Бабы-Яги были три кобылы, которых пришлось пасти Ивану-царевичу. Кроме слуг есть и волшебные вещи, с помощью которых она  помогает героям сказок достигать поставленных целей. Основной из таких вещиц является клубок.

У Бабы Яги есть Волшебный клубок:
Он знает все тропки в лесу назубок.
На землю клубок этот бросьте —
Проводит вас к лешему в гости.
Он замок Кощея отыщет в лесу,
Поможет найти Василису-Красу…
Покажет дорогу, свернётся —
И снова к хозяйке вернётся.

 
Также есть у Бабы-Яги волшебный конь, который переносит героя из одного места в другое. Волшебный конь этот может преодолеть преграду, которую простому коню не преодолеть. Еще одним волшебным предметом, которым  обладает Баба-Яга, является волшебное блюдце и яблоко, с помощью которого можно видеть, где в тот или иной момент находится герой.
 Таким образом, Баба-Яга - является хранительницей магических вещей, которые могут помочь человеку в незнакомом ему тридесятом царстве – царстве мертвых, а также животных, с помощью которых человек перемещается, находит правильный путь все в том же мире мертвых.

 





Категория: Культурология | Добавил: Весна
проект, Научно-исследовательский, баба-яга
Просмотров: 9988 | Загрузок: 766 | Комментарии: 1| | Рейтинг: 5.0/4 |

0

Всего комментариев: 1
1 Ирина Некрасова (irinagorelnikova)   (30.03.2016 23:29) [Материал]
Видно, что при работе над проектом проведена большая работа, которая уверена увлекла не только автора, но и окружающих- одноклассников, о чем говорят замечательные работы девочек было бы не плохо представить и фотографии с рисунками Бабы-яги. Уверена, что такая информация для многих будет открытием. Желаю удачи! И спасибо за проделанный труд!

Имя *:
Email *:
Код *:





Группа: Гости
Вход
  
Регистрация
  



XXI Всероссийский творческий конкурс "Осенний марафон"
XI Всероссийский творческий конкурс "Осенняя мастерская"
VI Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарок для мамы"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Любимый зоопарк"
X Всероссийский творческий конкурс "Чудеса своими руками"
Всероссийский творческий конкурс "Мир природы"
XII Всероссийский творческий конкурс "В гостях у сказки"
II Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическая копилка"





© Детский развивающий портал "ПочемуЧка" 2008-2024
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54566 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).

Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Электронный адрес редакции: info@pochemu4ka.ru
Телефон редакции: +79277797310

Информация на сайте обновлена: 20.11.2024


Реклама на сайте
О нас
Ваши отзывы
Обратная связь
Полезные сайты

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.
Оплачивая товары и услуги нашего сайта, Вы соглашаетесь с договором-oфертой.