Научно-исследовательский проект
"О суевериях среди нас"
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
Год за годом, день за днем мы становимся свидетелями все новых и новых научных открытий, технических изобретений. Нас уже трудно чем-то удивить. Но вот что интересно – независимо от социального статуса, количества дипломов и званий люди все также суеверно продолжают плевать через левое плечо и стучать по деревяшке, "чтоб не сглазить". Далеко не каждый рискнет отправиться в дальнее путешествие, не присев на дорожку. И, наверное, даже у самого отъявленного скептика при виде разбитого зеркала промелькнет-таки мысль, что это не к добру.
Для европейца знание примет и суеверий, может быть, и не имеет особой практической ценности, но в России они необходимы. Надо признать, что коми-пермяки, как и многие другие народы, населяющие нашу Родину, очень суеверны. Эта черта их характера, вероятно, унаследована еще от языческих предков.
Каждый день коми-пермяк плюет через левое плечо, стучит по дереву, умалчивает о своих достижениях, только чтобы никто не сглазил. Почему человек доверяет подобным обстоятельствам? Что заставляет поступать его так, а не иначе?
В процессе поиска ответов на поставленные вопросы мы выявили гипотезу для дальнейшего исследования: если люди верят в приметы и суеверия с незапамятных времен, то предрассудки до сих пор имеют влияние на нашу жизнь.
Актуальность исследовательской работы: в наше время многие люди остаются суеверными, приметы и предрассудки настолько вошли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой частью нашей натуры. Меня окружают самые разные люди. Они отличаются возрастом, отношением к религии, уровнем образования, интересами. Время от времени они стучат по дереву, боятся разбить зеркало и встретить черного кота - они в разной степени суеверны. И я тоже.
Цель работы: исследование особенностей примет и суеверий коми-пермяков, определение влияния примет и суеверий на жизнь современного человека, выяснение веры в приметы и суеверия учениками нашей школы.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
Проработать теоретический материал о приметах и суевериях.
Выяснить, что такое суеверия, откуда они пришли и в каких формах существуют.
Доказать, что суеверия, появившиеся в последние десятилетия, тоже по сути своей языческие.
Провести социологическое исследование в школе. Представить результаты опроса школьников на предмет суеверности.Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках истории как дополнительный материал при изучении язычества на Руси, мировой художественной культуры, обществознания, литературы.
Объект: приметы и суеверия
Предмет: изучение влияния суеверий и предрассудков на жизнь современных людей.
Методы исследования: анкетирование, поиск информации в Интернете, классификация, обобщение, социологический опрос, Научный эксперимент, изучение научной и научно-популярной литературы по данной теме.
При работе над данной темой мы пользовались Интернет ресурсами, словарями, литературой по избранному нами вопросу.
Следует отметить, что вопрос суеверий и примет является не до конца изученным. В нашем исследовании мы опирались на мнения окружающих нас людей, а так же на данные использованной нами литературы.
Приметы и суеверия – часть жизни коми-пермяков
Понятие примет и суеверий. Прежде чем начать рассмотрение темы суеверий и примет, необходимо отделить эти два понятия. Что есть примета, и что есть суеверие. Несмотря на то, что эти понятия: народные приметы и суеверие тесно связаны друг с другом, тем не менее, они различны по своей сути.
Знаток великого и могучего русского языка В.И. Даль объясняет суеверия как «ошибочное, ложное верование во что-либо; вера в причину и следствие, где никакой связи нет». И хотя многие из нас утверждают, что не верят в «бабушкины приметы», но, на деле, все иначе. Суеверия прочно вошли в нашу жизнь.
Слово «суеверие» образовано с помощью наречия «суе», или «всуе» – «напрасно, даром, тщетно, попусту». Есть более узкое, церковное, определение: суе – «противоположное вечному благу нашему, жизни духовной». О человеке мы говорим «суетный», о жизни – «сплошная суета».
Суеверие — индивидуальный предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещания будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил. Суеверие проявляет себя на поведенческом уровне в обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.
Народные приметы, это своеобразные подсказки – предупреждения, которые подмечали внимательные люди, фиксировали в своём сознании и передавали из поколения в поколение. Это и наблюдение за поведением животных перед «внезапной стихией», и определённые, повторяющиеся изменения в природе, которые предопределяли, например, какой будет зима, или следует ли ожидать засухи, или напротив, лето будет дождливым и холодным.
Ведь это в современном мире существует такая наука, как метеорология, ведётся наблюдение за воздушными потоками и производится анализ.
В древности ничего подобного не было. Но засуха или иная стихия, которая может привести к гибели урожая, а, следовательно, обречь на голодную смерть, заставляли быть более внимательным к событиям, предшествующим несчастьям. То есть, в таких народных приметах нет ничего мистического, магического или же, непознанного.
Суеверия имеют другую природу возникновения. Сталкиваясь с чём-то необъяснимым, но влияющим на событие, или кардинально его меняя, вне зависимости от последствий (положительных или негативных), человек не имея возможности изменить или предотвратить «неизбежное», стал отмечать для себя, что лучше не бороться с «необъяснимым», гораздо эффективнее принимать его во внимание и не делать того, что может негативно отразиться на дальнейших событиях, либо напротив – поступать таким образом, чтобы получить положительные последствия.
Такой подход к определению понятий примет и суеверий можно назвать научным, но каковы предпосылки появления данных явлений?
Приметы и суеверия – часть жизни коми-пермяков
«Привычку не переделаешь»,- гласит народная мудрость.
Откуда исходит эта странная особенность коллективного сознания целого народа, не зависящая от уровня образованности человека – верить в приметы и суеверия?
Вспомним особенности природы, сурового климата, историю народа, склонность к мистике. Очень многое идет от веры людей в темные силы, в чертовщину, которая может нарушить их планы, вмешаться в нормальный ход жизни.
Приметам можно верить или не верить, но и по сей день они много значат, придавая нашей жизни особый колорит.
До сих пор многие народы, в том числе и коми-пермяки, боятся дурного глаза (отсюда «сглазить») и для защиты от него носят крест на теле или булавки в швах одежды (особенно женщины).
Часто люди боятся испугать и прогневить судьбу, боятся чужой зависти и т.д. Если вдруг коми-пермяк рассказывает о замечательных планах на будущее или о своей неожиданной удаче, или о том, что «у него нет проблем», то он скорее всего из страха сглазить свое благополучие постучит по дереву или три раза плюнет через левое плечо. Три раза он плюнет и в том случае если нечаянно просыпали соль - это знак будущей ссоры и постарается исправить свою ошибку.
Многие приметы связаны с правой или левой стороной. Левая сторона считается счастливой, а правая — несчастливой. Помните, чтобы снять сглаз, нужно плюнуть через левое плечо. Зачесался левый глаз — к радости, зачесался правый — к слезам. Чешется левая рука — получать деньги, а вот если правая — значит, придется их отдавать. Споткнулся на левую ногу — к будущей удаче, на правую — к неудаче.
Забавно, что даже образованные люди, если и не верят всем этим «бабушкиным сказкам», тем не менее хорошо их знают. Смеются над собой или над другими людьми, но на всякий случай плюют три раза через левое плечо или стучат по деревяшке, считают цифры на билете.
Суеверия, предрассудки, вера в приметы и прочую чертовщину — это часть национальной психологии, тесно связанная с фольклором, историей народа и его культурой, а потому достойна интереса и внимания.
Фольклор, как и любое другое явление общественной и духовной жизни, прошел долгий путь исторического развития. Устная поэзия играла огромную роль в жизни коми-пермяцкого народа. Предания, сказки, пословицы, поговорки, приметы являлись важнейшей составной частью духовной культуры народа, были наставниками и «книгой жизни» для подрастающего поколения.
Источниками сегодняшних суеверий служат:
-
Суеверия предков (исторически сложившиеся суеверия);
-
Языческие обряды и традиции, предания и легенды (поклонение идолам);
-
Страх перед неопознанным;
-
Страх смерти;
-
Боязнь получить проклятие, сглаз, болезнь и т.д.
Приметы, как и любой фольклорный жанр, несут в себе своеобразные представления народа об окружающем мире.
Приметы и поговорки – древнейший жанр устного народного творчества. Приметы характерны всем народам мира.
Источники примет и поговорок самые разнообразные, но самое важное – это все же непосредственные наблюдения людей за жизнью, окружающим миром, природой и природными явлениями.
Понятие «примета» у коми-пермяков происходит от слова «примечать», то есть наблюдать, и выражает постоянное отношение между какими-либо явлениями и событиями.
Марийский исследователь народных примет М. Е. Китиков указывает, что “в своей совокупности приметы есть народная наука, ибо они являются своеобразной системой народных знаний о природе, её явлениях. Эти народные знания находятся в постоянном обиходе”.
Развитыми комплексами народного мировоззрения были представления о небесных телах, стихиях, природных явлениях и погоде. Например, при выполнении хозяйственных работ учитывались фазы луны. Эти знания постоянно пополняются.
Тематика, исследуемых примет (Бачева О. Т.) позволяет выделить следующие группы:
-
Приметы, соотнесенные с религиозными праздниками;
-
Приметы, в которых упоминаются животные;
-
Приметы, связанные с различными явлениями природы;
-
Приметы, связанные с временами года.
При рассмотрении примет первой группы мы выявили, что наиболее часто в приметах встречается праздник Пасха. Коми-пермяки считали Пасху величайшим и торжественным праздником года. К этому празднику коми-пермяки готовились основательно. В народном календаре с Пасхой связывали весеннее пробуждение сил природы после долгого зимнего сна. Например: «Если на пасхальной неделе дует северный ветер, то год будет хорошим». «Если на пасхальной неделе дует северный ветер, то земля двигается ко дню. Но если дует южный ветер, то земля двигается к ночи, тогда наступит холодный год».
При рассмотрении примет второй группы можно выявить, что многих животных природа наградила «метеорологическим чутьем», получившим в ряде случаев и научное обоснование. Они реагируют на изменение давления, температуры и влажности воздуха. Это нашло свое отражение в следующих приметах: «Если осенью журавли летят высоко и кричат, то год будет засушливым». «Если дятел барабанит весной, то будет короткая весна». «Когда у муравья вырастут крылья, то надо сеять озимые». Многолетнее наблюдение за поведением представителей животного мира позволяет установить приметы, которые в ряде случаев с большой вероятностью предсказывают изменения погоды.
В приметах третьей группы можно выявить, что облака, тучи, молнии, гром, радуга, ветер, роса, снег и другие природные явления активно влияют на погоду – одни в большей степени, другие в меньшей. Особое значение коми-пермяки придавали облакам, так как они влияют на осадки и изменения температуры: «Если облака поднимаются с севера, то предстоит прекрасное. Но если облака с юга поднимаются, то будет дождь и зимой снег». «Если облака поднимаются по отдельности, то нужно сажать картофель». Большое внимание уделялось и другим природным явлениям: «Если утром туман лежит на земле, то день будет хорошим». «Если ночью идет дождь, то дождь будет продолжительным». «Если гром гремит после Семенова дня, то осень будет теплой».
Рассмотрение примет четвертой группы привело к выводу, что народное погодоведение – не только самобытный источник знаний, это элемент нашего культурного наследия. Подобно тому, как год мы делим на сезоны, так и приметы можно систематизировать по сезонным признакам: «Если осень дождливая, то ячмень уродится с полным колосом». «Если зимой в морозный день идет снег, то в соответствующий день летом будет дождь с громом. Если этот зимний день новогодний день, то этот летний день Петров день».
Таким образом, особенности окружающего мира нашли свое отражение в приметах, языке, поведении, обычаях, ритуалах, традициях и жизненном укладе коми-пермяков. Приметы являются своеобразной копилкой народных знаний о природе и ее явлениях. И в этом их ценность.
Приметы и суеверия в жизни школьников
Нам захотелось узнать, а в какие же приметы и суеверия верят ученики нашей школы. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся МАОУ «Гуринская СОШ».
В опросе приняли участие 92 человекa, учащиеся с 5 по 11 класс. Мы составили анкету в виде таблицы (Приложение 1). Анкета «Верите ли вы?», в которую ребята заносили данные о том, верят ли они в приметы и суеверия, как можно предостеречь себя от опасности и отмечали, в какие еще приметы верят они сами.
По результатам исследования была составлена таблица. Из данной таблицы следует, что 70% (64 чел.)опрошенных верят в приметы и суеверия, а 14%(13 чел.) – не верят, а 16% (15чел.) - сомневаются. На следующий вопрос анкеты, « В какие еще приметы верите?» было отмечено:
1) в чёрную кошку верят 77%(71чел.) опрошенных, а 23%(21чел.) не верят.
2) 32% (29чел.)верит в суеверие вернуться с дороги, а 68% (63 чел.) - нет.
3) При виде падающей звезды загадывают желание 41%(38чел.), а 59% (54 чел.) - не верят в данное суеверие.
4) В сны верят 73%(67чел.) опрошенных, а 27%(25чел.) - не верят. 5)Верят, что на экзамене или контрольной поможет пятак под пяткой 41%(38 чел.) ребят, а 59%(54чел.) не верят этому.
5) В потусторонние силы, в привидения верят 68%(62 чел.), а 32%(30чел.) не верят в данное суеверие.
Отвечая на последний вопрос анкеты, учащиеся рассказывали о тех приметах, в которые верят их родственники. 82%(75чел.) опрошенных указали, что если со стола упадет какой-либо прибор (вилка, ложка, нож), то это к гостям. 73% (67чел.)верят, что будут здороваться, если у них чешется правая ладонь и получат деньги, если чешется левая ладонь. 50%(46 чел.) ребят знают, что нельзя дарить чётное количество цветов, так же 9%(8чел.) ждут дождь, если ласточки летают низко над землёй. 27%(25чел.) верят, что кошка намывает гостей.
Новые суеверия и их языческий характер
Новые суеверия.
Несколько десятилетий назад появились новые суеверия. Этому способствовали интерес к восточным календарям и гороскопам, знакам зодиака.
Постоянно приходится слышать об особой энергетике стихий, людей, цветов, камней и т.д. Цель модного учения Фэн-шуй — поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека.Целители предлагают избавление от болезней с помощью магии.
Новый праздник Хэллоуин – древний кельтский праздник. День Святого Валентина берет своё начало с Луперкалий Древнего Рима.
Уфология - увлечение, возникшее в 1950-е годы во многих странах.
Наука и религия о суевериях
Психологи утверждают, что в следовании суевериям есть свои положительные стороны. Человек надеется, что если он сделает что-то или не сделает чего-то, то приобретет власть над событиями.
Психолог Т. Мизинова считает, что «…суеверия и верование в приметы являются проявлением наших бессознательных страхов». О причинах суеверного поведения: «…мы становимся очень суеверными именно в те моменты, когда в жизни переживаем какие-то трудности». С другой стороны, предупреждает психолог, суеверия «…опасны, вредны и разрушительны, потому что суеверия порождают фобии.
Поэтому нам все-таки кажется, что современный человек, человек XXI века, может открыто верить во Христа, ему это дано. И это все-таки лучше быть насмешником вольтеровского типа, чем жить во власти мрачных суеверий».
Еще в 1975 году 186 ведущих мировых учёных, в том числе 18 нобелевских лауреатов, выразили беспокойство по поводу того, что средства массовой информации предоставляют свои страницы астрологии и прочим псевдонаукам. В России с 1998 года существует Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при РАН.
Священник, историк Георгий Чистяков предлагает: «… давайте раз и навсегда придем к выводу, что любые суеверия - это осколки язычества». «Откуда берутся суеверия? Суеверными становятся из-за своего невежества, из-за того, что, придя в Церковь, они ищут в Ней не Христа, а удовлетворения своих материальных, эмоциональных и иных приземленных потребностей».
|