Научно-исследовательский проект
"Как воспитывать собаку?"
Актуальность выбранной для проекта темы состоит в том, что растет количество домашних собак в семьях. При этом многие просто не знают, что делать с маленьким комочком, которого они принесли домой. Некоторые владельцы собак даже не задумываются о том, что собака нуждается в воспитании. Из-за этого увеличивается число нападений домашних собак на людей. Нападают обычно собаки, которые не получили в раннем возрасте должного воспитания и не привыкли подчиняться человеку. Среди таких собак есть дрессированные, выученные охранять хозяина и сторожить имущество, но при этом невоспитанные. Воспитание и дрессировка – похожие понятия, но не одинаковые.
К тому же невоспитанная, не привыкшая слушать хозяина собака часто убегает из дома, срывается с поводка на прогулке или делает подкоп под забором во дворе. Часто собаки не возвращаются домой. Это создает большую проблему бездомных животных.
Этапы проекта. Четко выраженных этапов у данного проекта нет. Работа по воспитанию собаки длится с первого дня ее появления дома и по настоящее время. Фотографии, использованные в качестве иллюстраций, были сделаны в разное время.
Гипотеза. Необходимо показать, насколько важно начинать воспитание щенка с раннего возраста, потому что есть связь между поведение собаки в раннем возрасте и во взрослом возрасте.
На примере нашей домашней собаки – американского стаффордширского терьера Лилианны из Ростова папы (30 апреля 2016 год, мать Валькирия из Ростова папы, отец Альфа Ромео из Ростова папы) - будет показано, как следует воспитывать собаку и каких результатов можно ожидать.
Для накопления информации изучались популярные книги о воспитании и дрессировке собак и статьи в электронных журналах «Мой друг собака», «Друг для любителей собак», «Барбос», «Моя собака».
Практическое руководство проектом осуществлял Зайнуллин Эмиль Сайфуллаевич. Он консультировал по поводу вопросов воспитания, дрессировки и социализации собаки, практически руководил процессом дрессировки на протяжении двух с половиной лет, вычитывал текст настоящего проекта.
Американский стаффордширский терьер: коротко о породе
Американского стаффордширского терьера коротко называют стафф или стаффорд. Эта порода выведена в Америке. Для выведения использовались английский бульдог старого типа и некрупные собаки из группы терьеров.
Ближайший «родственник» стаффорда – американский питбультерьер (коротко – питбуль). Эти две породы имеют общих предков, а разделились они меньше ста лет назад.
Единственное назначение собаки сейчас – компаньон. Стаффорд составит компанию хозяину в поездке, путешествии, на пикнике. многие представители породы любят плавать и охотно проведут время у водоема. Иногда стаффордов специально обучают как собак-спасателей и собак-поводырей. Но это направление дрессировки пока не свойственно породе.
Стаффорд – очень смелая собака. Он всегда защитит хозяина. Но сам не нападает первым, если у него уравновешенная психика. Перед покупкой щенка важно убедиться в том, что у его родителей ровная психика и хороший характер. Иначе можно приобрести трусливую или злобную собаку. Ответственные заводчики выбраковывают собак с несоответствующей нормам психикой и не продают от них щенков.
Невоспитанные стаффорды могут нападать на других собак и животных. Они очень сильные и могут серьезно навредить другим собакам даже в ходе игре. Поэтому стаффорда обязательно нужно воспитывать в мире с другими животными и приучать к сдержанности.
Хорошо воспитанный стаффорд – активный, подвижный, игривый, но послушный и управляемый. Он должен прийти сразу, когда его позвали, не должен подбирать с земли еду и разные предметы, не должен грызть вещи, лаять и рычать на людей, также воспитанная собака не тянет поводок и не прыгает на людей.
Воспитание и дрессировка – связанные процессы. Дрессировка успешна тогда, когда собака получила базовое воспитание. Хороший результат будет тогда, когда между человеком и собакой сложились добрые отношения, когда собаку поощряют за правильное поведение, когда она сама хочет угодить человеку. Поощрить собаку можно вкусной едой, лаской, игрушкой, длительной прогулкой в интересном ей месте.
Даже взрослые стаффорды любят играть. У них мощные челюсти и крупные острые зубы, поэтому игрушки им нужны из прочных материалов.
Стаффорды любят, когда с ними разговаривают. Всегда очень внимательно смотрят на собеседника.
Стаффорды дружны с детьми. У них сильно развиты родительские инстинкты, особенно у собак-«девочек», что делает их отличными няньками и компаньонами для детей.
Организовывать взаимоотношения собаки и ребенка должны взрослые, не позволяя им обижать друг друга. Стаффорды от природы дружелюбны по отношению к детям и любят вместе подурачиться.
Нельзя позволять собаке грубые игры с ребенком. Также нельзя разрешать ребенку причинять собаке боль или дискомфорт. Стаффорды очень терпеливы и хорошо переносят боль, но недопустимо вынуждать их ее испытывать.
Как все короткошерстные собаки, стаффорды очень теплолюбивы и норовят спрятаться под одеяло.
Правила воспитания щенка
Щенка с первых дней нужно приучать к кличке. Также он должен выучить команду «ко мне». Чтобы щенок выучил кличку и эту команду, человек называя кличку щенка и произнося команду, должен показать щенку кусочек вкусной еды. Подбежавшего щенка нужно похвалить и угостить. Не нужно угощать щенка, если он подошел не сразу или отвлекся по пути на игрушку или что-то еще. Воспитанная собака подходит к хозяину после первой команды.
Очень важно щенка научить команде «фу». Эта команда понуждает щенка прекратить любое действие. Команда «фу» всегда произносится строгим тоном. Необходимо добиваться того, чтобы щенок прекращал любое действие после первой же команды.
Еще до первой прогулки щенка нужно приучить к ношению ошейника и хождению на поводке. Гулять со щенком без поводка опасно. Он может убежать, испугавшись чего-то или погнавшись за чем-то, заблудиться или попасть под машину. Крупных собак в принципе нельзя выгуливать без поводка.
Полезны команды «сидеть» и «рядом». Их необходимо разучить в раннем возрасте.
Чтобы научить щенка садиться по команде, нужно поднести к его носу кусочек лакомства, сказать «сидеть» и завести руку над его головой. Пытаясь дотянуться до кусочка, щенок сядет и поднимет мордочку. Его нужно угостить и похвалить.
Проводить занятия нужно в разных местах – дома и на улице. Тогда щенок учится слушать хозяина в любой обстановке.
Команда «рядом» далась нам труднее остальных. Ходить рядом необходимо при переходе дороги, при движении в оживленном месте. Но тренироваться нужно в разных условиях.
Команда «лежать» используется не особенно часто, но очень полезна при посещении ветеринарной клиники или при поездке в транспорте. В клинике лежащей собаке удобно смотреть зубы и ставить капельницы. В транспорте лежащая собака чувствует себя комфортно, ее не покачивает и не бросает в разные стороны на неровной дороге.
Чтобы научить щенка лежать по команде, нужно его сначала посадить, а потом поднести к его носу кусочек еды опускать медленно руку вниз. Щенок потянется за едой и ляжет.
Нужно помнить, что маленькие щенки быстро устают и могут заснуть прямо во время занятий. Их нельзя за это ругать.
У щенка должно быть свое место, где он отдыхает, спит и играет. Постепенно с ним нужно разучить команду «место».
Чтобы щенок не портил вещи, когда у него меняются зубы и чешутся десны, ему нужно покупать специальные игрушки для массажа десен. Чтобы щенок не хулиганил дома один, его можно отправлять в клетку.
К клетке собаку приучают постепенно. В ней его можно кормить, угощать лакомством, давать играть с игрушками. Клетка должна быть для щенка местом игр, еды и развлечений. если щенок участвует в выставках, то его удобно держать в клетке до выхода на ринг.
Важно, чтобы стаффорд с раннего возраста учился ладить с другими животными. Это залог спокойного к ним отношения у взрослой собаки.
Наша собака любит заниматься по команде «апорт». Мы отпускаем ее с поводка в роще, бросаем ей палочку, даем команду. Она бросается за палочкой и приносит ее нам. Отдает палочку в обмен на лакомство.
Кроме того, она умеет носить намордник, дает лапу, выполняет трюк «зайка», прыгает через барьер и понимает слово «быстрее» (ускоряет шаг или переходит на бег).
Основы дрессировки собаки
Чтобы с собакой не было проблем, нужно придерживаться нескольких основных правил.
- То, что нельзя будет взрослой собаке, то нельзя щенку. Проще запретить маленькому щенку брать со стола еду, залезать на диван и гоняться за кошками во дворе, чем отучать от вредных привычек взрослую собаку.
- Желательно в течение всей жизни учить собаку чему-то новому. Это может быть трюк, команда, посещение незнакомых мест. Такое разнообразие полезно для интеллекта собаки.
- Важно регулярно повторять выученные собакой команды. Без повтора она забывает то, что когда-то знала.
Нашему стаффорду уже 2,5 года. Мы регулярно повторяем основные команды дома и на прогулках.
Иногда стаффорды демонстрируют удивительную лень. Они делают вид, что не видят хозяина и не слышат его. Наша собака ложится, закрывает глаза и храпит, притворяясь, что она спит.
Сдвинуть ее с места может очень вкусное лакомство.
Заключение
Воспитание необходимо любой собаке независимо от породы. Воспитывать нужно щенка с первых дней в новом доме. Также нужно разучить со щенком несколько основных команд. Это облегчит проживание с ним на одной территории, поможет организовать прогулки, походы в ветклинику и поездки в транспорте.
Воспитывать собаку нужно в течение всей жизни.